Как и предполагалось ранее, практически все переговоры Райс в Москве проходили за закрытыми дверями. В течение вчерашнего дня словоохотливыми перед прессой оказались лишь встречавшиеся с Райс представители общественности. Выбор собеседников главы внешнеполитического ведомства США был предсказуемым. Из руководства политических партий на откровенный разговор позвали лишь заместителя председателя политсовета СПС Леонида Гозмана. С лидерами других российских партий Райс откровенничать не стала.
Кроме Гозмана полтора час с Кондолизой Райс общались владелец и главный редактор "Независимой газеты" Константин Ремчуков, представитель фонда "Новая Евразия" Алексей Кортунов, представитель группы "Ренесанс капиталл" Игорь Юргенс, а также Ирина Ясина как представитель гражданского общества.
"Какой-то жесткой повестки не было. Что-то спрашивала госпожа Райс. Что-то говорили мы сами", - поделился впечатлениями от встречи Ремчуков. И все же среди всего этого "чего-то" приглашенные выделили один вопрос, на который Райс, видимо, хотела получить четкий ответ.
Но тут произошла "осечка". Избранники, от которых, судя по всему, ждали определенной реакции, неожиданно заняли явно пророссийскую позицию. "По сути всем участникам встречи госсекретарь задала один и тот же вопрос: какова будет реакция в России, если план Ахтисаари (по Косово. - "РГ") будет реализован", - рассказала Ирина Ясина.
Иными словами, Райс хотела узнать, как российская общественность отнесется к признанию независимости края, на чем настаивают и США, и Евросоюз. В случае согласия собравшихся с позицией госдепа Райс, вернувшись домой, могла бы заявить, что после разговора в Москве она смогла убедиться в том, что не все в России относятся отрицательно к предложениям Ахтисаари. Однако среди приглашенных единомышленников она не встретила.
Тем не менее Райс осталась при своем мнении. На пресс-конференции по итогам визита в Москву она заявила: "У нас есть различия по данной проблеме. США считают, что план Ахтисаари - это хорошая основа. Я пока не вижу решения. Но мы будем двигаться в сторону договоренности".
При этом глава внешнеполитического ведомства дала понять: Вашингтон продолжит убеждать Белград в необходимости признать независимость Косова. И если Сербия в итоге согласится с предложением США, то американцы помогут этой стране как можно быстрее полноценно войти в Европу.
На этот раз глава МИД России Сергей Лавров полностью согласился с Райс. По его словам, сторонам действительно пока не удалось найти взаимоприемлемое решение косовской проблемы.
И все же в словах Лаврова прозвучало несколько оптимистических нот: "Нам удалось расширить понимание друг друга. По крайней мере, мы видим аргументы друг друга". Что касается другой спорной темы - планов США по размещению элементов системы ПРО в Польше и Чехии, то и по этому вопросу стороны решили не торопить события. Как сообщила Райс, на то, чтобы сгладить все противоречия, у Москвы и Вашингтона есть как минимум несколько лет.
Но все же во время переговоров Райс в Москве их участникам удалось сдвинуться с мертвой точки. Была достигнута договоренность о проведении в начале осени встречи в новом формате "два плюс два".
Речь идет о переговорах глав внешнеполитических ведомств России и США вместе с министрами обороны. "Это очень полезный механизм. Мы применяли его, к примеру, на переговорах с Японией", - попыталась вдохнуть определенную долю оптимизма в свои заявления на пресс-конференции Кондолиза Райс.
И тут же добавила: "Может быть, мы видим по-разному угрозы. Но мы хотим предотвратить недопонимание". И опять Сергей Лавров с ней согласился: "Необходимо думать вместе об угрозах. Я считаю это отправной точкой, которая поможет нам прийти к общему согласию".