Баку передал Москве третью ноту протеста

За два дня до приезда в Баку министра иностранных дел Сергея Лаврова, чей двухдневный визит начался в понедельник, азербайджанские официальные лица передали российской стороне третью за последние несколько недель ноту, напрямую касающуюся нагорно-карабахской проблемы. Тем самым была определена главная тема российско-азербайджанских переговоров.

 

На этот раз Азербайджан протестовал против того, что в Москве представительство Нагорного Карабаха попыталось организовать конференцию с целью "создания мифического символа так называемой "Нагорно-Карабахской Республики". До этого Баку не устроили появившийся на российском государственном телеканале репортаж, а также статья в "Большой энциклопедии" одного из российских издательств. И в том, и в другом случае говорилось о Нагорном Карабахе без обязательного упоминания о том, что речь идет о непризнанной республике.

Впрочем, на атмосферу визита Сергея Лаврова в Баку ни одна из этих нот повлиять, конечно же, не могла. И для Армении, и для Азербайджана Россия остается одним из ключевых посредников. Несколькими неделями ранее российский министр был в Ереване. Теперь он приехал в Баку. На итоговых пресс-конференциях в обеих кавказских столицах он делал идентичные, если не сказать полностью совпадающие заявления. И о том, что принципиальная позиция России по Карабаху остается неизменной, и о том, что главная ответственность за окончательный выбор формулы урегулирования лежит на самих азербайджанцах и армянах. При этом Москва, в случае достижения компромиссной договоренности, готова выступить гарантом урегулирования.

Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров в очередной раз с интересом выслушал заявления Сергея Лаврова. А потом заметил: "Мы считаем, что Россия должна играть большую, если не сказать ключевую роль в нагорно-карабахском урегулировании".

Разумеется, в Баку Сергей Лавров говорил со своими собеседниками не только о проблеме Нагорного Карабаха. Сначала российский министр встретился со своим азербайджанским коллегой. Затем Сергея Лаврова принял президент Азербайджана Ильхам Алиев. Еще одна встреча состоялась вчера и с премьером страны Артуром Раси-Заде. "Для нас важна оценка азербайджанским руководством нынешнего состояния и перспектив развития отношений между нашими странами", - заявил корреспонденту "РГ" официальный представитель МИД России Михаил Камынин.

В первую очередь речь на встречах, очевидно, шла об энергетическом сотрудничестве. Причем переговоры на эту тему явно были непростыми. За десять дней до прибытия Лаврова в Баку президент Азербайджана участвовал в Кракове в энергетическом саммите, который эксперты тут же назвали "антироссийским". Вместе с президентами Украины, Грузии и Польши Ильхам Алиев обсуждал варианты реализации идеи, которая впервые была озвучена еще в 1995 году Леонидом Кучмой. Речь идет о продолжении нефтепровода Одесса-Броды до Гданьска. Роль Азербайджана в этом проекте, правда, весьма ограничена. Новый нефтепровод нужен для транспортировки прежде всего казахстанской нефти. Азербайджан же должен выступить в первую очередь в роли страны-транзитера, так как собственной свободной нефти у официального Баку уже практически нет..

В итоге, правда, краковский саммит, по большому счету, закончился ничем, так как на встречу не приехал главный потенциальный поставщик альтернативного "черного золота" для Украины и, возможно, прибалтийских стран. В это время Нурсултан Назарбаев предпочел встретиться с Владимиром Путиным.

Ильхам Алиев же из Кракова вернулся в Баку, видимо, рассчитывая на то, что в Москве должны понять, зачем он ездил в Польшу. Судя по тому, что говорил Сергей Лавров на пресс-конференции в азербайджанской столице, в Москве все поняли: "Позиция Азербайджана опирается на национальные интересы Азербайджана. Мы уважаем эту позицию. Азербайджан, как и Россия, как и Казахстан, как и Туркмения, заинтересованы в том, чтобы максимально эффективно использовать то, что дано богом и аллахом, включая природные ресурсы и географическое положение. На этой основе и будем взаимодействовать".