03.07.2007 02:00
    Поделиться

    Россияне не спешат принять участие в налоговой амнистии

    Федеральное казначейство подвело промежуточные итоги налоговой амнистии, начавшейся 1 марта этого года. Увы, выглядят они неубедительно. За три месяца граждане легализовали всего 1,5 миллиарда рублей. Государство получило в виде налогов 196 миллионов, из них 109 миллионов приходится на Москву.

    Второе место по объему платежей занял Краснодарский край (13,2 миллиона рублей), третье - Санкт-Петербург (12,2 миллиона). Меньше всего средств поступило из Кабардино-Балкарии, жители которой легализовали 2307 рублей, заплатив 300 рублей, из Магаданской области, которая принесла в бюджет 100 рублей для легализации 769 рублей. Рекорд поставила Калмыкия: заплачено 78 рублей (легализовано 600).

    Для сравнения, в ходе амнистии, объявленной властями Казахстана в 2001 году, за один месяц было легализовано 480 миллионов долларов. Только что завершившуюся аналогичную кампанию в Великобритании принято считать неудачной. Между тем амнистией воспользовались 15 процентов владельцев офшорных счетов.

    Напомним: налоговая амнистия позволяет гражданам добровольно задекларировать ранее не учтенные доходы и заплатить 13% подоходного налога через любой банк, входящий в систему страхования вкладов, не опасаясь преследования со стороны налоговых органов в виде штрафов и пеней за несвоевременную уплату налога.

    - Почему промежуточные итоги амнистии оказались такими скромными? Этот вопрос "Российская бизнес-газета" задала экспертам.

    Александр Паперно, вице-президент "ОПОРЫ России":

    - "ОПОРА" не раз заявляла: то, что предусмотрено законом, по сути не является амнистией. И это - консолидированное мнение всего бизнес-сообщества. Амнистия - это когда люди заплатили налоги и могут спать спокойно. Но помимо Налогового кодекса у нас существует еще и Уголовный, и претензии по его статьям, например, по незаконному предпринимательству, по легализации доходов, никто с предпринимателя не снимает. Получается, что человек выполнил свой гражданский долг и все равно вынужден ждать, когда правоохранители придут и спросят: а как ты заработал эти деньги? Так что недоверие бизнеса, который не до конца уверен, что после раскрытия информации о доходах к нему не возникнет претензий, никуда не делось.

    Алексей Стариков, главный редактор газеты "Учет. Налоги. Право":

    - Думаю, никто, в том числе и власти, не ждал других итогов амнистии. Она выгодна только тем, на кого уже заведено уголовное дело или вот-вот будет заведено. Если ничто не предвещает такой беды, зачем предпринимателю или рядовому гражданину, даже если он получает деньги в конверте, "идти сдаваться"? Единственное исключение - предстоящие крупные расходы, тогда действительно проще легализовать сегодня некую крупную сумму, чтобы завтра не было неприятностей. Дело в том, что нельзя исключить: в России со временем будет введен контроль за крупными расходами, и тогда власти с чистой совестью смогут сказать: мы же предлагали вам легализовать доходы, почему это не было сделано вовремя?

    Сергей Чижовчлен Комитета Госдумы по бюджету и налогам (фракция "Единая Россия"):

    - Принимая этот законопроект, мы не рассчитывали на значительные дополнительные доходы. Основной задачей было улучшение инвестиционного климата, повышение доверия граждан к государству. Что касается подводных камней закона, о которых так много говорится в последнее время, могу сказать: Госдума сделала все для того, чтобы максимально смягчить первоначальную редакцию, которую предлагало правительство.

    Некорректен и сам термин "налоговая амнистия", поскольку действие закона не распространяется на лиц, в отношении которых вина за совершение преступлений, предусмотренных статьей 198 УК, установлена вступившим в силу приговором суда. Если осужденный уже несет наказание за налоговые преступления, но скрывает другие их эпизоды, он не будет иметь возможности опередить правосудие и воспользоваться данным законом. Как известно, срок давности по налоговым преступлениям составляет 6 лет, а действие закона распространяется до 1 января 2006 года, то есть под это действие попадают доходы, которые не были задекларированы с 1 января 2000 по 1 января 2006 года.

    Наталья Трубицинаналоговый эксперт:

    - Даже если предположить, что к концу года сумма увеличится в десятки раз, к ней все равно нельзя относиться всерьез. Наверное, эту небольшую цифру можно интерпретировать и так, что россияне давно перешли на "белые схемы", но верится в это с трудом. Меры, подобные амнистии, вообще редко дают результат, они проводятся обычно только перед масштабными налоговыми реформами. Прибавим сюда и другое: когда всерьез идут разговоры об отмене плоской шкалы налогов, желания идти на "налоговый компромисс" не прибавляется.

    Николай Злыгостевдепартамент налогового планирования X5 Retail Group:

    - До тех пор, пока большинство граждан не будут осознавать, что уплата налогов необходима для реализации их прав, и эти права соблюдаются и охраняются государством, до тех самых пор налоговые законы, будь то налоговая амнистия либо, напротив, ужесточение налоговой ответственности, останутся лишь на бумаге как свидетельство правого романтизма.

    Елена Наговицына, начальник департамента юридической фирмы "Частное право":

    - Почему многие не захотели воспользоваться амнистией? По закону, сведения об уплате декларационного платежа могут быть, например, истребованы правоохранительными органами для проверки подлинности расчетного документа.

    Поделиться