Импортные автомобили завозят в Россию опасных насекомых
Несоблюдение участниками внешнеэкономической деятельности фитосанитарных требований привело к тому, что в Приморском крае возникла опасность появления очагов карантинных вредителей.
Две недели назад в порту Владивосток в мусоре, найденном в багажнике одного из только что привезенных японских автомобилей, специалисты Приморского филиала ФГУ "ВНИИКР" нашли куколок американской белой бабочки - опасного карантинного вредителя, который поражает множество видов кормовых растений. В Приморском крае уже есть печальный опыт: на складе временного хранения в Находке, где производили оформление подержанных автомобилей, специалисты службы карантина растений обнаружили гусениц американской белой бабочки, расползшихся по стволам деревьев, заборам и строениям прилегающей территории. Для ликвидации последствий пришлось проводить химическую обработку всей территории, а также спиливать и сжигать пораженные деревья. Обошлось это в кругленькую сумму.
Этот случай хотя и исключительный, все же далеко не единственный. Специалисты карантинной службы регулярно находят в кузовах импортного автотранспорта различных вредителей. Только за май и июнь этого года опасных насекомых находили 411 раз. При отсутствии должного досмотра и контроля эти вредители могут появиться в приморских лесах и полях. И если они распространятся по территории края, то ликвидация очагов заражения будет стоить очень дорого. А так как подержанные автомобили покупают не только дальневосточники, но и сибиряки, и жители Уральского региона, то импортная зараза может стать неожиданной и опасной угрозой для большей части России.
Согласно действующему законодательству, ввозимые транспортные средства подлежат фитосанитарному контролю в пунктах пропуска, а выпуск транспортных средств со склада временного хранения и из зоны таможенного контроля разрешается только при наличии на товаросопроводительных документах штампа "Выпуск разрешен". К сожалению, при ввозе бывших в употреблении автотранспортных средств фитосанитарные требования нередко нарушаются. Из 26 тысяч единиц автотехники, поступивших во Владивосток в июне этого года, только 7 тысяч прошли проверку. Остальные автомобили были выпущены из зоны таможенного контроля без отметки в сопроводительных документах о прохождении фитосанитарного контроля.
В контроле участвует и таможенная служба, которая фактически дает разрешение на выпуск автомашин с грузового терминала. Но таможенники, к сожалению, не оказывают должного содействия карантинной службе, хотя именно от этого в конечном итоге зависит фитосанитарная безопасность страны. Только полное взаимодействие двух государственных служб - управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Дальневосточного таможенного управления позволит не допустить появления на территории России опасных вредителей из-за кордона.