В Воронежской области сельские главы ходят с шапкой по дворам

"Сельский глава сегодня стал мальчиком для битья. Положение у него хуже губернаторского: обязанностей не счесть, имеются и всякие права на бумаге, а возможности порой нулевые, все равно что кучер без лошади", - говорили с трибуны прошедшего вчера общего собрания членов ассоциации "Совет муниципальных образований Воронежской области".

Собрание подводило итоги работы ассоциации за год. В июне прошлого года 532 муниципальных образования - районы, городские округа, поселения - объявили о создании совета для координации усилий по реализации прав и обязанностей, предоставленных 131 Федеральным законом.

- Вы же всех ближе к населению городов и сел, лучше всех видите положение дел на местах, вот и не надо замыкаться, теснее следует работать с региональной властью, чаще сверять планы, - убеждал участников собрания губернатор области Владимир Кулаков.

Действительно, с муниципального крылечка многое видится по-другому, чем с областного, особенно сейчас, с началом реформы местного самоуправления. К традиционным расходным обязательствам - содержанию школ и больниц, развитию на территории культуры и жилищно-коммунального хозяйства - муниципальные образования получили связь, общепит, пожарную безопасность, охрану окружающей среды, защиту лесного фонда, гражданскую оборону и еще многое другое. По замыслу авторов реформы, вместе с передачей полномочий местным властям должны были передать также источники доходов для их осуществления. На практике получилось иначе. По данным областной Счетной палаты, реальные потребности муниципальных образований превышают их доходы в среднем более чем в два раза. А если нет денег - и полномочия не осуществляются. При этом бывает даже трудно понять, сколько таких, не обеспеченных средствами обязательств, накопилось сегодня у муниципалов. Статистики, отражающей состояние экономики и социальной сферы муниципальных образований, в стране просто не существует, а расчеты их потребностей в деньгах делаются "на глазок". При формировании проектов бюджетов и необходимых дотаций для муниципалитетов областные власти, чаще всего, берут за основу показатели прошлых лет и делают поправку на инфляцию. Нужды и потребности конкретного муниципального объединения, планы его развития, специфические особенности остаются вне поля зрения. А ведь сколько говорилось о том, что необходим закон о минимальных государственных стандартах, закрепляющий нормативы обеспечения граждан независимо от места их проживания. По нему проводился бы ежегодно расчет суммы всех расходных обязательств муниципального образования, в том числе и бюджетных. Такая методика позволила бы не только учесть расходы, уже закрепленные за муниципалитетом, но и вновь делегированные. Без этого главы поселений действительно порой остаются перед лицом поселян возницами без лошади.

Сами они, сколько их знаю, в большинстве жаловаться на свою долю не привыкли, знали, в какое ярмо впрягаются. Но, будучи зависимыми от дотаций из областного и федерального бюджетов, нередко оказываются под прессом всевозможных придирок и дисциплинарных взысканий, не всегда заслуженных и обоснованных. К примеру, из двадцати двух сельских глав Лискинского района, самого, можно сказать, передового и обеспеченного в области, в прошлом году лишь четверо как-то увернулись от административной дубины прокуратуры, Роспотребнадзора, пожарной инспекции, Госархстройнадзора, Росприроднадзора и других ведомств, наделенных надзирающими и карательными функциями. Примерно такое же соотношение "побитых" и уцелевших в соседних Острогожском и Бобровском районах.

- В последнее время стало привычным делом всем кому ни лень поучать и наказывать глав сельских поселений, - рассказал глава Лискинского района Виктор Шевцов. - Чиновники разных ведомств позволяют себе даже, в прямом смысле, ногами топать и горлом брать сельских руководителей, будто своих подчиненных. Все их клюют, вместо того чтобы помогать в становлении местного самоуправления. А у запуганного человека какая может быть самостоятельность и инициатива?

Начинаешь спрашивать, как же руководители муниципальных образований сводят концы с концами, и выясняется картина довольно пестрая. Кто-то вынужден распродавать муниципальную собственность, отчетливо понимая, что в будущем лишает поселение от доходов от аренды. Кто-то задирает вверх стоимость пользования муниципальной землей и помещениями, рискуя вызвать недовольство жителей. Некоторые договариваются на отчисления с бизнес-структурами в обмен на бюрократическую лояльность. В самом тяжелом положении оказались небольшие поселения в глубинке, которым ни муниципальные строения не продать, ни землю в аренду не сдать - просто из-за отсутствия на них спроса. Как правило, такие поселения не имеют собственного бюджета, а финансируются по смете, составленной вышестоящими органами власти. Нередко вся смета состоит лишь из одной статьи - на зарплату служащих, на остальное денег не отпускается. Главам таких поселений стыдно бывает смотреть в глаза своим соседям: зарплату получают, а делать ничего не делают - не на что. На неотложные нужды - скажем, на вывоз мусора, ремонт плотины или ремонт кладбищенской ограды - приходится ходить с шапкой по дворам. Не удивительно, что множатся в области случаи, когда избранные поселковые главы вынужденно складывают с себя полномочия.

Высказанные на собрании мысли и мнения не пропадут втуне - их в обобщенном виде передадут Единому общероссийскому объединению муниципальных образований, которое готовит сейчас предложения органам государственной власти РФ о путях решения проблем, возникших в ходе реализации 131 Федерального закона.

P.S.
Общее собрание членов ассоциации "Совет муниципальных образований Воронежской области" избрало председателем правления Владимира Астанина, главу Рамонского района.