На отечественные автомобили поставят навигационные датчики
Пользование навигационной системой может обойтись российскому автомобилисту в 10 долларов в год, предполагают в минтрансе.
"Сейчас уже во всем мире управление транспортом осуществляется с применением навигационных систем", - отметил вчера глава ведомства Игорь Левитин на расширенной коллегии минтранса, посвященной развитию обеспечения транспортного комплекса России спутниковыми системами ГЛОНАСС и GPS. Соответствующая федеральная программа "Глобальная навигационная система" принята и в России. По данным экспертов, системами на базе ГЛОНАСС уже оснащено порядка 10 тысяч единиц автомобильной спецтехники, 100 тысяч частных машин, 355 воздушных, 1770 морских и речных судов, 2 тысячи локомотивов и 2,5 тысячи вагонов. Развернуто 15 береговых систем управления и установлено 13 контрольно-корректирующих станций.
Однако для такой большой страны, как Россия, этого недостаточно. Но дальнейшее развитие тормозит несовершенство законодательно-нормативной базы и самой техники. По словам министра, "отечественные разработчики не предлагают транспортному комплексу законченных технических и технологических решений. Внедряемые приборы и оборудование работают в основном в американской системе GPS, и практически отсутствует навигационная аппаратура для потребителей российской системы ГЛОНАСС. Рынок подобных услуг не развит, и значительную долю его занимает контрафактная продукция".
Если дело пойдет так и дальше, то скоро российские транспортные средства, не оборудованные датчиками спутникового определения места их нахождения, перестанут пропускать в страны ЕС, предупредил Левитин. Впрочем, работы в этом плане ведутся. А также до конца лета в правительстве запланировано рассмотрение концепции развития аэродромной сети, в которой, по мнению министра, обязательно должно быть прописано переоборудование системы захода на посадку и взлет с элементами ГЛОНАСС.
Если руководитель отрасли несколько сгустил краски, то его заместитель Евгений Москвичев смотрит в будущее спутниковой навигации в России достаточно оптимистично. "До 2011 года независимо от формы собственности на транспортные средства система ГЛОНАСС будет полностью внедрена на перевозке и пассажиров, и грузов, - пообещал он. - Наши автомобилисты получат от заводов-изготовителей автомобиль, в который будет вмонтирован датчик ГЛОНАСС, и мы с вами будем иметь цифровую карту России в масштабах 1:50 000 и 1:100 000".
Что касается цены вопроса, то Москвичев оценил внедрение системы глобального слежения в России в миллиарды долларов, которые должны будут затратить и федеральный, и региональный бюджеты, и бизнес. А также вынужден был признать, что приемник GPS сейчас стоит 100 долларов, а собственной разработки ГЛОНАСС - 600-700 долларов. Но выразил надежду, что когда будет выстроена система управления ГЛОНАСС, то стоимость приемника опустится до 200 долларов.
Также минтранс рассматривает и вопрос об оплате навигационных услуг для потребителя. Замминистра отметил, что на вооружение может быть взят и зарубежный опыт. А он заключается в том, что абонентская плата за эти услуги составляет 8-10 долларов в год. При этом он не исключил, что плата за пользование ГЛОНАСС/GPS может быть включена в стоимость техосмотра.