МВД возьмет на учет все гаражи, автостоянки и автомастерские страны
Новая инициатива МВД наверняка вызовет ожесточенные споры, а то и противодействие многих автовладельцев, предпринимателей и даже иных чиновников.
Ведь речь идет об огромном сегменте частной собственности, причем недвижимой. В которую, по сути, вход представителям власти без прокурорских и судейских санкций запрещен. А тут, как заявил вчера первый заместитель министра внутренних дел Александр Чекалин, МВД предлагает создать систему учета владельцев гаражей, автостоянок и автосервисов и регулярно проводить комплексные проверки этих объектов. Причем такая система должна строиться совместно с местными властями: во все регионы уже направлены подробные предложения, как это осуществить.
Понятно, почему милиция проявила такую инициативу. Гаражи - это не только недвижимость и земельные участки, но и гигантский сектор экономики, причем теневой. Здесь хранят, перекрашивают, разбирают на запчасти угнанные автомобили, перебивают номера и изготавливают поддельные документы. Нередко гаражи - и не гаражи вовсе, а подпольные склады контрафактной продукции, "паленой" водки и сигарет. Есть подпольные наркопритоны и бандитские арсеналы.
Кроме того, иные помещения, превращенные в мастерские и даже различные производственные цеха, таят в себе техногенную угрозу для живущих рядом людей. Здесь может вспыхнуть пожар, взорваться какая-нибудь спрятанная химическая гадость, отрава может попасть в водопровод или канализацию.
Только в Москве таких гаражей и кустарных мастерских - миллионы. Понятно, что у их владельцев попытка контроля над этим добром восторга не вызовет. Во-первых, это ударит по ним экономически: подавляющее большинство мелких владельцев не платят за свое имущество налогов. Во-вторых, чиновники ЖЭКов или ДЭЗов, получившие мзду за незаконную установку гаража или целого кооператива, потеряют источник доходов. И, в-третьих, граждане, вкусившие свободу, могут просто из принципа никого не пускать в собственный "домик для машины", так же, как и в квартиру. И милиции придется доказывать, что у нее были очень веские основания интересоваться конкретным помещением. А как же тогда проверять все остальные, для профилактики? Видимо, юристам МВД придется разработать предложения депутатам, чтобы под такие проверки подвести твердую законодательную базу. Вряд ли можно будет обойтись одним административным ресурсом.
Корреспонденту "Российской газеты" рассказали в МВД, как такой контроль будет примерно выглядеть. Сначала поднимут все бумаги и списки, где есть хоть какие-то данные про интересующие объекты. Аналитики МВД не сомневаются, что уже на этом этапе выявятся многочисленные "нестыковки", а то и огромные "белые пятна".
А затем по территориям, где "живут" автомобили, пойдет смешанная комиссия, состоящая из сотрудников милиции, представителей местного самоуправления, чиновников коммунального хозяйства и противопожарной службы. Впрочем, в зависимости от ситуации или оперативной информации состав комиссии может варьироваться. Скажем, если потребуется, в них войдут следователи прокуратуры, налоговики, таможенники, представители санэпиднадзора или чекисты.
Почему вдруг милиционеры озаботились частным автохозяйством наших граждан?
- К сожалению, на сегодняшний день у нас в стране отсутствует система учета и регистрации владельцев гаражных кооперативов, стоянок, автомастерских. В итоге преступники могут беспрепятственно использовать эти объекты в своих целях, например, для сокрытия похищенных машин, хранения оружия и взрывчатки, - рассказал Александр Чекалин. - Сейчас у милиции нет действенных рычагов контроля за такими объектами. Широко практикуется, например, сдача в аренду гаражей, укрытий для автомобилей типа "пенал" и "ракушки" без регистрации и взимания налогов.
Все же не налоги послужили первопричиной столь серьезной милицейской инициативы. В двух подмосковных гаражах оперативники обнаружили оружейный склад, предназначенный или для бандитских, или для террористических планов: 13 гранатометов, 20 автоматов Калашникова, 5 пистолетов, 2 снайперские винтовки, 30 выстрелов к гранатометам, более 8 тысяч патронов, 9 иностранных автоматов, 7 тротиловых шашек, 16 самодельных дистанционных взрывных устройств. А в придачу для маскировки преступных планов - регистрационные номера на автомашины, в том числе пять - на синем фоне, то есть милицейские. Что, готовился новый теракт?
Примерно столько же оружия было у террористов на Дубровке и в Беслане.
После такой находки МВД провело операцию "Трасса - Гараж" уже по всей России. И не обманулось в своих ожиданиях. Криминальный "улов" составил 3,5 тысячи единиц огнестрельного оружия, 600 килограммов взрывчатки, 46 тысяч патронов и 66 килограммов наркотиков. Только уголовных дел за неделю возбудили 12 тысяч. Административных - больше миллиона.
- Операция нанесла удар и по незаконному автобизнесу, - рассказал Александр Чекалин. - В ходе проверок было обнаружено почти 2 тысячи машин, находившихся в розыске, и 2,5 тысячи автомобилей с измененными идентификационными номерами, выявлено 830 поддельных регистрационных документов.
Вот такие устрашающие аргументы у милиции в пользу идеи взять частные гаражи под особый контроль. Но не менее весомые контрдоводы наверняка найдутся у защитников неприкосновенности частной собственности и гражданских прав.
Павел Астахов, адвокат:
- Гараж, в каком бы виде он ни был - капитальный, "ракушка", пристройка, является объектом недвижимости. И порой служит кладовой различных вещей. То есть это часть чьего-то имущества.
Поэтому с точки зрения закона поставить на учет такую собственность нарушением или каким-то прецедентом не является. Другое дело, как будет проводиться учет: сотрудниками жилищно-эксплуатационной конторы со слов владельца или вместе с участковым, чтобы провести досмотр вещей, находящихся в гараже. В этом смысле гараж ничем не отличается от квартиры. Если хозяин не захочет пустить в него милиционера, имеет право не пустить.
Геннадий Гудков, член комитета Госдумы по безопасности:
- Не надо бюрократизировать систему контроля. У нас и так много контролирующих органов. Не понимаю, какая еще нужна регистрация для того, чтобы знать, кто владелец гаража или автосервиса.