09.10.2007 01:00
    Поделиться

    Музейные тайны в Архангельске раскрывают с помощью самых современных технологий

    В Архангельском областном музее изобразительных искуств на каждую картину будет заведено своеобразное дело. В нем укажут, кто автор полотна, как оно попало в музей, что скрыто под верхним слоем краски.

    Ведется подготовка к изданию полного научного каталога собрания живописи. Это очень кропотливая работа. Как поясняет заместитель директора по научной работе Елена Ружникова, полный научный каталог должен включать фото самой работы, сведения об авторе полотна, историю, как картина попала в музей, где находилась раньше, на каких выставках ее можно было увидеть, упоминалась ли в литературе, существуют ли копии или повторения, если да, то в каких музеях они хранятся, и другие данные.

    - Немногие музеи России проводят такую работу, - говорит старший научный сотрудник Института культурного и природного наследия им. академика Д.С. Лихачева Татьяна Максимова. Она практически единственный в стране специалист по русской живописи. Свою работу сравнивает с деятельностью врача: сначала кропотливое исследование полотен, затем заключение. В ее руки попадают произведения неизвестных авторов. Как, к примеру, портрет императора Павла I.

    - Внешне, - объясняет Татьяна Максимова, - это живопись XIX столетия. Очень специфичен красочный слой: блестящий, компактный, мелкотертые пигменты. Типично для начала позапрошлого века и изображение рук. Но исследование при помощи рентгена показало, что портрет написан раньше - в XVIII веке. Но красочный слой был поврежден, и изображение реставрировали.

    Рентгеновская установка для картин - специальная, переносная. Она помогает выявить не только более ранние слои изображения, но и дефекты: сломы, осыпание краски. Рентгенограмма позволяет установить, в каких местах на картине авторская живопись, а где реставрационные тонировки. Кроме того, лучи дают информацию о самом холсте, что помогает точнее определить дату написания того или иного произведения.

    Еще один способ узнать о происхождении полотна - специальные пробы, точнее, микропробы. Они берутся с краев картины и исследуются как в видимых, так и в ультрафиолетовых лучах под микроскопом. Таким образом можно зафиксировать все красочные слои. Специалист по микропробе может назвать возраст произведения, указать национальную школу, к которой принадлежал автор.

    Так Татьяна Максимова убеждена, что нашла в Архангельске "настоящего Коровина" 1917 года. Пейзаж написан размашисто, и на картине, несмотря на обилие оттенков, нет негармоничных сочетаний. Что характерно для русского живописца Константина Коровина.

    Исследования показали, что портреты архангельских губернаторов из собрания музея выполнены на одинаковых холстах. Это означает, что их написали практически одновременно. Возможно, портреты создавались в одной мастерской и даже одним мастером. Вероятно, это был заказ какой-то галереи.

    Татьяна Максимова обследовала 20 картин неизвестных авторов.

    В научном каталоге русской живописи Архангельского музея изобразительных искусств будет два тома. В первый войдут произведения, созданные до 1917 года, - это около тысячи работ. Во втором музей представит собрание живописи XX века - примерно три тысячи картин. Два тома каталога планируется выпустить к 50-летию музея изобразительных искусств в 2010 году. В следующие тома каталога войдут древнерусское искусство, графика.

    Поделиться