10.10.2007 02:00
    Поделиться

    Госдума приняла поправки к "автогражданке"

    Госдума опять вернулась к ОСАГО

    Вчера Госдума приняла в первом чтении поправки в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", которых российские автолюбители ждали четыре года - с того самого времени, когда "автогражданка" внедрилась в наш быт и сильно усложнила жизнь и милиции, и участникам дорожного движения.

    Дороги, и без того труднопроходимые, закупорили пробки - водителям даже после самого незначительного происшествия приходилось дожидаться инспекторов ГИБДД, чтобы оформить документы, необходимые для страховых выплат. Пенсионер, выводящий своего "жигуленка" из гаража дважды в год - чтобы отвезти семью на дачу, а потом вывезти урожай, должен страховать машину как минимум на полгода. Теперь ситуация изменится.

    Как сообщил депутатам статс-секретарь - заместитель министра финансов Сергей Шаталов, главное направление предложенных правительством поправок к "автогражданке" - "это защита интересов граждан и организаций, интересы которых пострадали в результате дорожно-транспортных происшествий". Теперь минимальный срок, на который можно застраховать транспортное средство, а точнее свою гражданскую ответственность, сокращается до трех месяцев.

    "Сегодня, к сожалению, складывается такая практика, - заметил Шаталов, - когда на урегулирование вопросов уходит от трех до шести месяцев, в то время как закон требует решить все вопросы в течение 15 дней". Шаталов признал, что 15 дней - это все-таки недостаточно, поэтому предлагается дать страховщикам тридцать дней. Однако если они не уложатся в эти рамки, им придется выплатить неустойку или пеню в размере 1/75 ставки рефинансирования Центробанка.

    Депутаты попросили уточнить, сколько это будет в рублях. Проведя быстрые расчеты, Шаталов назвал цифру - в среднем получается 950-960 рублей за месяц задержки. А если не в среднем, если по максимуму - когда страховщики задерживают выплату 160 тысяч рублей, полагающуюся за особо тяжелое ДТП, которое лишило человека здоровья и даже жизни? Вышло всего 213 штрафных рублей за день задержки.

    Правительство предусмотрело возможность упрощенного порядка оформления документов о ДТП, без участия сотрудников милиции. По словам Шаталова, это чрезвычайно важно, потому что люди теряют много времени, дожидаясь, когда приедут сотрудники ГИБДД. Без милиции теперь можно будет обойтись в тех случаях, когда не было нанесено ущерба жизни или здоровью участников дорожно-транспортного происшествия, то есть "пострадало только железо". Во-вторых, упрощенная процедура возможна, когда стороны согласны с тем, что ущерб - в пределах 25 тысяч рублей, и в происшествии участвуют не более двух автомобилей. Если случилась групповая авария, то сотрудников ГИБДД придется вызывать.

    И еще одна важная позиция - возможность прямого возмещения убытков, то есть фактически европейский протокол, который впервые предлагается внедрить в России. Это значит, что пострадавший может обратиться в ту компанию, в которой застрахован именно он, а не его обидчик. И "своя" компания выплачивает ему страховую сумму, а потом уже регулирует отношения с компанией, в которой застрахован водитель, виновный в ДТП.

    Вице-спикер Госдумы Владимир Катренко, комментируя принятие законопроекта с поправками в ОСАГО в первом чтении (381 - "за"), заявил, что до сих пор права автомобилистов были менее защищены, чем права страховых компаний.

    "Чего стоит, например, такая печальная статистика, приведенная Минфином России: в прошлом году страховые выплаты в виде возмещения вреда по гибели в ДТП осуществлены только в 5 тысячах случаев, в то время как таких случаев было 32 тысячи. Из 285 тысяч человек, получивших травмы в ДТП, страховое возмещение получили только 10 тысяч".

    Да и сумма таких возмещений, по мнению Катренко, была ограничена. "Сегодня страховщик выплачивает не более 240 тысяч всем потерпевшим в дорожно-транспортном происшествии, тогда как принятым законопроектом предусмотрено существенное увеличение лимита выплат по ОСАГО.

    Теперь в случае причинения вреда жизни и здоровью потерпевших каждому из них должно быть выплачено страховое возмещение до 160 тысяч рублей. И - независимо от числа потерпевших".

    Положительно, как считает Катренко, оценят автомобилисты и то, что потерпевший в ДТП сможет обращаться за возмещением не в компанию виновника, как сейчас, а в свою (где он купил полис ОСАГО).

    Это значительно облегчит жизнь водителей, чей автомобиль пострадал, так как избавит их от необходимости часами доказывать, условно говоря, "чужим" страховщикам собственную правоту. Катренко выразил надежду, что детальная проработка всех правовых положений при подготовке текста ко второму чтению снимет спорные моменты и позволит сформулировать такие нормы, которые, с одной стороны, избавят автомобилистов от лишних проблем, а с другой, не допустят злоупотреблений и хаоса на дорогах.

    Поделиться