Сокращение и даже предупреждение преступности во многом зависит от того, найдут ли общий язык милиция и региональные власти.
Утверждая на Госсовете Федеральную целевую программу профилактики преступности, президент обозначил немало задач губернаторам. О том, как и на каких "болевых точках" будут объединять усилия главы регионов и правоохранительные органы, рассказал на "Деловом завтраке" в "Российской газете" первый заместитель министра внутренних дел России генерал-полковник милиции Александр Чекалин.
Российская газета: Александр Алексеевич, не опасаетесь ли вы упреков, что, мол, милиция не может самостоятельно бороться с преступностью?
Александр Чекалин: Не опасаюсь. Бытует мнение, что борьба с преступностью - задача исключительно МВД. А все остальные вроде бы ни при чем. Однако есть колоссальный потенциал у государства, местных властей, бизнеса, общественных организаций. Профилактика правонарушений и преступлений как раз и предусматривает их активное участие. Мы пригласили губернаторов 27 регионов для детального обсуждения нашего взаимодействия. Прибыли руководители с Юга России, центральных областей, Дальнего Востока.
РГ: Будут ли обсуждаться идеи, сравнимые с ноу-хау?
Чекалин: Есть замыслы прочнее прикрепить "домашних милиционеров" - участковых уполномоченных к своим участкам. Чтобы сотрудники не уходили через несколько лет на новые должности, предусмотрены заманчивые преференции. Например, предоставление жилья и комфортных помещений для работы. Вот тут и должны сказать свое слово местные власти.
Недавно я был в Казахстане и обратил внимание на интересный опыт. Участковому в сельской местности дают отдельный дом, в котором половина - жилая часть, другая - служебная. Он по сути круглые сутки на работе. Если отсутствует - жена принимает звонки и заявления граждан, ведет учет обращений, даже принимает какие-то решения. Она тоже оформлена как помощник участкового. Мы обсудим это с губернаторами и, возможно, внедрим у нас.
Но еще больше руководство МВД волнует помощь, как это ни странно прозвучит, бывшим осужденным, вернувшимся из мест заключения.
РГ: А им нужна помощь?
Чекалин: Судите сами. В одной из поездок по областям я проинспектировал изолятор временного содержания в Серпухове. И поговорил, можно сказать, по душам, с одним из задержанных - пожилым и явно больным человеком. Весь в "наколках", демонстративно дистанцируется от всего, что связано с государством, он тем не менее пытался в этом государстве как-то устроиться. Мол, для новых преступных "подвигов" уже не тот возраст, пора "завязывать". Но не получилось - после пятой судимости и "зоны" его категорически не брали ни на какую работу, бесплатных ночлежек и столовых тоже нет, на вокзалах сегодня не заночуешь. Даже участковый не помог. Деваться некуда: он специально зашел в дорогой бутик, перед видеокамерой совершил кражу и еще устроил драку с охранником. И вернулся в привычную среду обитания - тюремную камеру. Считаю, необходимо давать таким людям шанс - бронировать для них рабочие места. Пусть они будут не высокооплачиваемые, но будут.
РГ: Бывших зэков должны трудоустраивать местные власти?
Чекалин: Не обязательно напрямую - пусть заинтересуют в этом своих бизнесменов. Даже если предпринимателю не нужны рабочие руки, он вполне может заняться благотворительностью - организовать для этих людей приют. Были случаи, когда пытались в одном доме содержать и престарелых, и бывших осужденных. Это, конечно, неправильно - зэки стали устанавливать свои тюремные порядки. Размещать их надо отдельно. И тогда им не потребуется из-за куска хлеба идти на очередное, уже не нужное им самим преступление.
РГ: Нередко в криминальные истории попадают в юном возрасте. Вот где больше всего нужна профилактика.
Чекалин: На встрече с губернаторами мы обговорим, как в штат каждой школы ввести должность инспектора. Очень удачным оказался эксперимент со школьными инспекторами. В восемь тридцать утра в школу вместе с учителями приходит капитан или майор милиции. Как правило, это женщина не только с милицейским, но педагогическим, психологическим образованием. Она проводит уроки, где главный учебник - Уголовный кодекс России. Дети на доступных примерах узнают, на сколько лет можно сесть за хулиганство, драку или кражу. Кроме того, школьный сотрудник раскрывает или предотвращает кражи в раздевалках, детский рэкет, когда старшие или более сильные отнимают мобильники и карманные деньги. Выявляются неблагополучные семьи, трудные подростки, всевозможные зоны риска. Но самое главное: школьные инспекторы отлавливают так называемых "пауков" - распространителей наркотиков. Понятно, что без финансовой поддержки губернаторов эти должности не введешь. Но меня радует, что подавляющее большинство руководителей регионов нашу позицию поддерживают.
Подробный отчет о "Деловом завтраке" будет опубликован в одном из ближайших номеров.