18.10.2007 05:50
    Поделиться

    Цены на бензин меняться не будут, заявляет Росстат

    Вслед за ценами на продукты возникла угроза подорожания бензина. Этот прогноз даже стал темой для обсуждения на последнем заседании Российской трехсторонней комиссии. Подогревает интерес к теме беспрецедентный рост цен на мировых рынках. Впрочем, Росстат холодно констатировал вчера неизменность розничных топливных цен по всей стране.

    Объективной причиной тревоги стал рост оптовых цен на бензин и дизельное топливо в Москве. Они уже на 5-10 процентов превзошли уровень конца 2006 года. К тому же в столичном регионе сложился дефицит бензина из-за профилактических работ на Московском НПЗ. В целом же по России Росстат также зафиксировал за период с 1 по 7 октября снижение производства бензина на 15,3 процента и дизельного топлива на 6,4 процента. Кроме того, организации розничной торговли сократили продажи бензина на 1,4 процента, одновременно увеличив запасы на 1,3 процента.

    Эти быстро обросшие различными версиями и слухами факторы и выдаются розничными торговцами за достаточные предпосылки для роста цен. Здесь, разумеется, есть и психологический момент: всегда приятно обосновать смену ценников независящими от владельцев АЗС причинами. Однако бензиновые цены - более мощный стимулятор общего роста цен, чем овощи, покусившиеся летом на уже павший 8-процентный ориентир инфляции.

    Именно поэтому, напомним, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) на заседании трехсторонней комиссии вновь занялась популяризацией своих старых рецептов, вероятно, в надежде на их реализацию. Во-первых, предложено использовать систему Росрезерва для проведения товарных интервенций на российском рынке топлива. Это, по мнению специалистов, позволит государству эффективнее контролировать ценовую ситуацию и стабилизировать рынок.

    Во-вторых, ФАС снова предложила повысить эффективность госзакупок, в том числе путем проведения торгов исключительно в форме аукционов. А также организовать биржевую торговлю нефтепродуктами. До сих пор этого сделать не удавалось.

    В-третьих, предлагается снова вернуться к обсуждению налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который не содержал бы привязки к мировым ценам на нефть. ФАС также считает, что необходимо внести поправки в Земельный кодекс и запретить предприятиям, занимающим доминирующее положение на розничном рынке нефтепродуктов, приобретать земельные участки для строительства автозаправочных станций.

    Такой ход мыслей, конечно, не может не импонировать, но к нынешней ситуации едва ли имеет отношение, поскольку обращен в будущее. Впрочем, розничные цены, похоже, и не собираются идти в отрыв. Да, желание королей бензоколонок повысить цены есть, а вот долгоиграющих предпосылок для этого нет. По оценке вице-президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, обеспокоившие общественность факторы характерны только для столичного региона. Он пояснил, что спад производства бензина и дизельного топлива связан с остановкой на профилактику Московского НПЗ, а также с небольшими проблемами на Рязанском и Кстовском НПЗ. Это и вызвало дефицит топлива, прежде всего марок А-92 и А-95, и рост оптовых цен.

    Тем не менее эксперт РТС заверил, что это не повлечет за собой увеличения розничных цен: "Уже к началу ноября ситуация нормализуется, оптовые цены вернутся на исходные позиции, а затем начнется и традиционное сезонное снижение оптовых цен". Можно добавить и известную аналитикам закономерность нашего рынка нефтепродуктов. Цены на АЗС начинают подниматься, когда розничная наценка на бензин и дизельное топливо составляет менее 15 процентов. Сейчас же этот показатель для владельцев АЗС вполне благополучен: наценка на бензин А-92 превышает 19 процентов, а на дизтопливо - 25 процентов.

    Поделиться