Нарушителей Правил дорожного движения накажут в автоматическом режиме
В разборах ДТП руководство МВД стремится уменьшить пресловутый человеческий фактор: оценивать дорожную ситуацию должен компьютер. Первый город в Подмосковье оборудован системой видеонаблюдения, которая способна отслеживать нарушителей в автоматическом режиме. По его аналогу такие системы появятся в других городах и на магистралях страны. Что изменится во взаимоотношениях между гражданами и властью, почувствуем ли мы себя защищеннее, рассказал на "Деловом завтраке" в "Российской газете" первый заместитель министра внутренних дел РФ генерал-полковник милиции Александр Чекалин.
Видеокартинка заменит гаишника
Российская газета: Александр Алексеевич, немало было сказано об установке видеосистем контроля за дорожным движением. Есть ли города, где такие системы уже установлены? Насколько это повлияло на безопасность?
АлександрЧекалин: Мы сейчас проводим эксперименты в нескольких регионах страны. В подмосковном городе Железнодорожный уже работает такая система: 18 видеокамер установлены на основных магистралях и наиболее аварийных перекрестках города, еще 10 - на основных въездах в город.
Почему всегда важен въезд? Потому что на въезде мы, как правило, останавливаем угнанные и похищенные автомашины, скрывшиеся с мест происшествия, совершившие преступления, находящиеся в розыске. Система производит видеозапись в круглосуточном режиме, что позволяет, например, с легкостью определить виновных в ДТП, контролировать скоростной режим автомобилей. Электроника сама фиксирует лихачей и нарушителей в потоке.
Дежурный получает информацию автоматически. Пока это, повторюсь, эксперимент, на мой взгляд, вполне удачный, позволяющий оптимально организовать движение в городе. Действуем мы на основании федерального закона, который вступит в силу 1 июля следующего года.
РГ: И что изменится в дорожной ситуации?
Чекалин: Там, где такая система установлена, станут принципиально другими взаимоотношения водителя и инспектора ГАИ. Они реже будут друг с другом общаться, как это уже и происходит во многих странах. Инспектор будет больше занят оказанием помощи водителям, меньше будет конфликтных ситуаций.
Например, я видел, как это организовано в Сингапуре. Там уже десятки лет работает такая система, никто ни с кем не спорит - электронная машина объективна, у нее нет эмоций, не бывает плохого настроения, личной неприязни, уговорить ее невозможно, и взятки она не берет. Она автоматически фиксирует правонарушение и формирует адекватное решение. При этом долго не раздумывает, мало или много назначить. Автоматически начисляет штраф и списывает деньги с какого-то индивидуального счета провинившегося гражданина.
Для людей это удобная форма, не надо никуда бегать с квитанциями.
Хотите забавный пример? Когда мы в Сингапуре посетили начальника дорожной полиции, то с удивлением увидели, что он явно скучал - пустая приемная, никаких звонков. Он нас принял с большим удовольствием. В конце концов я ему все-таки задал вопрос: "У вас же здесь самая боевая должность? Самая общественно востребованная?" Вокруг вас, мол, столько прилипал всяких должно быть, звонков с просьбами, вы должны визитки раздавать направо и налево. Он сначала вопроса не понял. Потом долго, мучительно объяснял, что работает закон. Вторгнуться в этот закон у него нет возможности. Он не может позвонить какому-то нижестоящему полицейскому начальнику и сказать, ты вот этого освободи. Потому что действует электронная фиксация всего и вся.
Электронное досье на лихачей
РГ: В городе Железнодорожный так уже и штрафуют - автоматически?
Чекалин: Пока мы не дошли до логического завершения, чтобы назначать автоматически штраф, листать электронный Административный кодекс. Программа выстроена так, что она фиксирует опасные для жизни и здоровья, для имущества граждан нарушения. В общей сложности вычленено до десятка таких нарушений, на которые система резко реагирует. Создается база данных, в которой сотрудник милиции может посмотреть репутацию водителя. Вдруг он каждый день, возвращаясь с работы, на этом участке выезжает на полосу встречного движения, либо пересекает сплошную осевую линию, либо ездит под "кирпич" при подъезде к дому. Это профилактика правонарушений. Кстати, когда-то у нас такое водительское досье было. Существовало оно пять или шесть лет, потом пошли демократические преобразования. Сказали, что любое накопление информации на личность есть покушение на демократические устои. Хотя устои не пострадают, если власти и общество будут знать, что конкретный человек - неисправимый и опасный нарушитель для окружающих.
С 1 июля, когда вступит в силу закон, уже пойдет жесткая правоприменительная работа с автоматической фиксацией нарушений.
РГ: А как станете поступать с машинами, на которых ездят по доверенности? Ведь компьютер не знает, кто за рулем.
Чекалин: Вы правы, это серьезная проблема. Я был участником подобной ситуации, когда работал в Госавтоинспекции. В Москве, у, печальной памяти, Бауманского колхозного рынка, приезжие, что там торговали, на "жигуленке"-"копейке" сбили насмерть женщину. Эту машину мы задержали, но вдруг выяснилось, что дама, владелица автомобиля, дала доверенность на 11 человек. Все из одного кишлака, половина из них - братья. Были свидетели этого происшествия. Но когда в следственном порядке выстроили этих людей на опознание, то свидетели просто растерялись и не смогли никого опознать, очень уж они были похожи.
Сейчас у нас 33 миллиона владельцев автомашин. Вступающие с 1 июля 2008 года поправки в закон предусматривают и привлечение к ответственности собственника транспортного средства. Если же автолюбитель предоставит достоверные сведения о лице, которое управляло автомобилем в момент фиксации нарушения, он освобождается от ответственности, а наказан будет водитель, управлявший автомобилем.
РГ: Но если человек, который ездит по доверенности и совершил аварию, не отрицает своей вины и не отказывается от ответственности? Все равно накажут хозяина машины?
Чекалин: Нет, в соответствии с Гражданским кодексом РФ ответственность за причиненный вред хотя и возлагается на владельца источника повышенной опасности, но если есть лицо, непосредственно причинившее вред, то именно оно будет возмещать причиненный вред.
Полицейский подход к техосмотру
РГ: Звучали предложения, чтобы передать некоторые функции автоинспекции, например техосмотр, бизнесу.
Чекалин: На Правительственной комиссии по проведению административной реформы, где идут дебаты на этот счет, мы аргументированно заявляем, что участие бизнеса в рамках гостехосмотра уже реализовано. Это касается проведения диагностирования технических параметров транспортных средств, которое требует высокоточной техники и материальных затрат. Данная деятельность осуществляется под контролем ГИБДД субъектами предпринимательской деятельности различных форм собственности, что позволяет минимизировать затраты государства на проведение ГТО. В этой связи мы выступаем за расширение сети коммерческих пунктов, осуществляющих такие проверки. В настоящее время их около 2 тысяч, а их общая пропускная способность позволяет проверять около 80 процентов зарегистрированных транспортных средств. В этой работе задействовано около 15 тысяч человек.
Таким образом, можно уверенно говорить, что участие коммерческих структур в рамках государственного технического осмотра вполне обеспечено, а вот полная передача им государственных функций, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, является недопустимой.
Хотя бы потому, что, например, в течение годового технического осмотра мы выявляем около 25 тысяч единиц криминального транспорта - с перебитыми номерами или нерастаможенного, с поддельными паспортами на транспортное средство или находящегося в розыске. Эта функция должна пока оставаться милицейской.
РГ: То есть вы хотите сказать, что сотрудник Госавтоинспекции контролирует, перебиты или не перебиты номера? То есть криминальную сторону?
Чекалин: Это слишком узкое понимание возложенных на сотрудника Госавтоинспекции обязанностей, но в принципе верно. На инспектора также возложены обязанности по проверке водителей, проходящих ТО, по федеральным базам данных криминального учета, проверке подлинности, срока действия их водительских удостоверений, обеспечение выполнения требований Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности..." и многое другое.
Существующие пункты технического осмотра осуществляют собственно проверку технического состояния транспортных средств. При этом оценку уровня их технической готовности дают технические специалисты, а сотрудник Госавтоинспекции на основе их результатов и с учетом указанных мною дополнительных функций принимает решение о допуске таких транспортных средств к эксплуатации - выдает талон ГТО.
В нашей стране уже был негативный опыт практики передачи техосмотра "коммерсантам". В 1995-1997 годах в 13 субъектах России проводился эксперимент по привлечению коммерческих структур к проведению ГТО, который показал их крайнюю заинтересованность в получении максимально возможной прибыли. В том числе путем фальсификации результатов осмотра транспортных средств в ущерб безопасности дорожного движения. Результаты эксперимента послужили основанием для его прекращения.
Думаю, что возможности коммерческих организаций должны быть в первую очередь направлены на создание эффективно функционирующей широкой сети сервисных пунктов, а не на реализацию ими несвойственных контрольных и надзорных функций. Например, одним из основных направлений деятельности предприятий технического сервиса могло бы стать оказание услуг по подготовке автомобилей к техосмотру в объеме предъявляемых требований к их техническому состоянию.
Сейчас нередко практика прямо противоположная. Бывает, вместе с текущим ремонтом недобросовестные работники станции техобслуживания заранее "бронируют" себе новую работу. Например, заменили прокладку или, допустим, амортизатор и одновременно умышленно ослабили крепление глушителя.
Чип в правах
РГ: И все-таки общество весьма болезненно реагирует на милицейские новшества. Например, многие опасаются введения новых прав и особенно - увеличения количества водительских категорий.
Чекалин: Любое нововведение, не разобравшись, многие сразу принимают в штыки. Ага, раз это какая-то дополнительная процедура, значит, это дополнительная коррупция, это дополнительные поборы, дополнительная сложность и очереди.
Но давайте посмотрим по-другому. Новой редакцией Конвенции о дорожном движении предусмотрено введение повышенных требований к образцам национальных и международных водительских удостоверений. Прежде всего это полезно самим водителям, которым станет проще передвигаться по территориям других государств.
Теперь, что касается категорий. Сравните маленький "Пежо" и огромный джип "Тахо". Небольшой мотороллер и полутонный мотоцикл БМВ. Есть ли разница в подготовке водителей, в объеме практических навыков, в поведении на дороге? Безусловно. И это необходимо учитывать при сдаче экзаменов. Поэтому я за то, чтобы подкатегориям быть.
РГ: Когда станут выдавать новые права с увеличенным количеством категорий?
Чекалин: По нашим международным обязательствам шесть новых подкатегорий должны быть введены до 28 марта 2011 года. Но хочу сразу успокоить наших граждан, опасающихся бюрократического разгула. Введение новых прав не повлечет за собой массовую замену ранее выданных удостоверений - они остаются действительными до истечения срока, на который были выданы. Более того, введение подкатегорий ни в коей мере не будет ущемлять права водителей на управление ранее разрешенными категориями машин, в которые автоматически войдут транспортные средства соответствующих подкатегорий.
РГ: Не усложнит ли это процесс контроля?
Чекалин: Как раз наоборот - резко сократит время, затрачиваемое на проверку подлинности документа. Дело в том, что в новом водительском удостоверении запланирован электронный микрочип со всей информацией о водителе. Достаточно будет ввести его в милицейскую или полицейскую базу данных, и станет ясно, кто есть кто. Подделки, которых сейчас очень много, станут невозможны.
Ну, казалось бы, невелика сложность получить водительское удостоверение. Но для тех, кто находится в розыскной базе данных, а их у нас по стране 56 тысяч, появиться в милиции, в данном случае в ГАИ, - значит наверняка быть опознанным и задержанным. Поэтому и подделывают удостоверения.
По линии миграционной службы мы уже получили опыт "чипования". Вся информация элементарно считывается.
Пропуск из пробки
РГ: Борьба с пробками и с аварийностью на дорогах так и останется благим пожеланием? Или у МВД есть конкретные предложения?
Чекалин: Вообще-то в стране и особенно в регионах есть кому вплотную заниматься этой больной проблемой. Компетенция МВД по данному вопросу сводится к контрольно-надзорным и регулировочным действиям.
Мы не стоим на месте и вносим и реализуем свои предложения. Министр внутренних дел Рашид Нургалиев инициировал принятие в стране федеральной целевой программы безопасности дорожного движения. Цели выдвинуты амбициозные - к 2012 году сократить количество погибших на дорогах в 1,5 раза.
РГ: Это реально?
Чекалин: Федеральная целевая программа имеет мощное финансовое сопровождение - десятки миллиардов рублей. Некоторые почему-то считали, что мы тут же закольцуем эти деньги на систему МВД, на приобретение техники и средств выявления правонарушений.
Мы точно знаем, что дорожный надзор, правоприменительная практика - это не первостепенное явление в этой цепи. Главное, нужны крупные проектно-инженерные решения по безопасности движения. Прежде всего организация дорожного движения в различных уровнях, и без открытых для столкновений встречных потоков. Мы должны разъединить пешеходов и транспортные потоки. Нужна система государственного образования в области безопасного дорожного движения.
РГ: Это выходит за рамки вашего ведомства?
Чекалин: Целевая программа обязывает высших должностных лиц субъектов Федерации и федеральных министров этим заниматься. Есть работа и для нас - участие в организации дорожного движения, профилактика травматизма и правоприменение. Нужно добиться ситуации, когда и хотел бы нарушить, а не получится, поток сам увлечет тебя в безопасном направлении. Как, например, в Токио или в Германии на автобанах.
Очень важно согласование градостроительных проектов. Вот смотрите, у нас сегодня большие дворовые территории, внутри большое количество детей и стариков. Кто-нибудь когда-нибудь там видел линии разметки, дорожные знаки, устройства транспортной безопасности? А машин там море. И носятся, особенно 18-летние, как на ралли.
Или парковки. Это общая беда. Мы нашли десятка полтора буквально похищенных переулков, которые явочным порядком превратили в корпоративные стоянки каких-то банков или компаний. Поставили шлагбаумы в обоих концах и чоповцев для охраны. Бывает, что в таких перекрытых переулках устраивают места торговли и обслуживания.
РГ: А что с этим можно сделать?
Чекалин: Есть различные градостроительные инспекции, которые должны за этим следить. В конце концов из-за таких перекрытых переулков и образуются пробки. Если открыть этот маленький "проток" в одну полосу, тогда и поток на проспекте двинется.
Учебный наезд на пешехода
РГ: Будет ли меняться система подготовки водителей?
Чекалин: Сегодня обучение вождению - в компетенции минобрнауки, им выдают соответствующие лицензии. Однако для них, как я понял, это не первостепенная тема.
РГ: Почему этим не занимается МВД?
Чекалин: Это не наша функция. Она не записана в законе о милиции.
РГ: Но кто-то же должен быть заинтересован в том, чтобы на трассу выезжали грамотные и ответственные водители?
Чекалин: Этим стоило бы заняться бизнесу. Весьма удачное вложение денег. Если бы сейчас нашелся какой-то оборотистый, толковый бизнесмен, который создал бы такой оазис, где можно развлечься, сделать макияж, поесть, ну пофантазирую, - покататься на водных лыжах где-то на Москве-реке. И поучиться вождению. Думаю, что народ туда в очереди стоял бы. И никто бы не полез в ржавые "Жигули" в какой-то сомнительной автошколе.
РГ: Откуда такая идея?
Чекалин: Мне довелось в Сингапуре посмотреть систему подготовки водителей. Их обучают в огромном технопарке, куда приходят всей семьей, развлекаются, обедают, делают маникюр, массаж, смотрят кино. Есть врачи, для детей - игровые площадки. Пока ребенок развлекается, мама или папа занимаются подготовкой к теоретическому или практическому экзамену.
И там действительно водителя готовят по-настоящему. Причем на той машине, на которой он будет ездить. Он говорит инструктору: у нас в семье три машины таких-то классов. Значит, на трех машинах он и будет ездить. Ему объяснят все их технические особенности.
Можно заказать себе навыки по ситуативному вождению. Допустим, на пути вашего следования падает резиновое дерево, как в бурю, и вы испытываете реальный стресс, учитесь, как вы себя должны вести. Или, например, дорогу неожиданно перебегает резиновый пешеход и вы его сбиваете или уходите от него. Ни водителю, ни машине не причиняется вреда, но ваши впечатления точно такие, как при реальной ситуации.
Хотите скользкую трассу? Во время экстренного торможения машину начинает крутить. И опять человек учится правильно реагировать на ситуацию. Там этих наборов экстремального вождения множество. Все сведено не к тому, чтобы формально сдать экзамен в полиции, а чтобы человека серьезно подготовить.
РГ: А для сдачи экзаменов, чтобы без взяток и излишних придирок, у нас появляются условия?
Чекалин: Есть экспериментальные площадки. Например, в Челябинске, в Люберцах, в некоторых других городах. Результаты экзаменов фиксируются видеокамерами.
Чтобы не говорили, что берут, и в интересах сотрудников, и наконец в целом, в интересах имиджа МВД, важно, чтобы записывался каждый шаг. Тогда уж точно госинспектор ни на йоту не отойдет от инструкций. И денег не возьмет, и вести себя будет правильно. И никакой мотивации нет срезать на экзамене. С какой стати? Меньше головной боли, меньше очередь, меньше претензий.
Оружие - только в рабочее время
РГ: Техническая оснащенность иных частных охранных предприятий порой не уступает милиции. Что нас ждет? Узаконят частные армии или усилят над ними государственный контроль?
Чекалин: На территории России действует 27 тысяч негосударственных охранно-сыскных структур численностью 740 тысяч человек, на вооружении которых 117 тысяч единиц оружия. За последние пять лет количество ЧОПов выросло в два с лишним раза, а численность охранников - вдвое. Сегодня они охраняют 250 тысяч объектов. Эта услуга весьма востребована бизнесом.
В середине 1990-х были ЧОПы с огромными зарплатами, когда охранники становились одновременно соучредителями и собственниками, вели торгово-закупочную деятельность и устрашали конкурентов - вывозили людей на разборы и устрашения. Очень часто держатели ЧОПа так охраняли хозяина, что становились владельцами его бизнеса.
Сегодня дикий чоповский период закончился, пошло очищение. Зарплата охранника теперь невелика. Чаще всего приезжают иногородние люди для работы вахтовым методом.
Не скажу, что сегодняшние ЧОПы чрезвычайно криминальные. Скорее нет. Есть милицейский контроль, оперативный и профилактический. Да и бизнес сам очищается. Сегодня бизнесмену связаться с "грязным" ЧОПом - это заработать большую головную боль.
В прошлом году мы посмотрели, все ли ЧОПы имеют договорные отношения со своими клиентами. То есть это из чего создается зарплата, получается прибыль. Мы выявили несколько сотен ЧОПов, не имеющих договорных отношений.
РГ: И что это значит?
Чекалин: Это один из признаков того, что ЧОП может быть криминальным, который получил лицензию для легализации оружия в сомнительных целях.
РГ: Рейдеры?
Чекалин: У нас есть уголовные дела, по которым работники ЧОПов десятки раз участвовали в рейдерских захватах предприятий, нападениях на кредитно-финансовые организации. Например, охранник работал в инкассации, потом его выгнали за пьянку, за воровство, за преступное поведение. Но он знает график работы инкассации, количество, качество, расстановку и вооружение охраны, индивидуальные особенности обслуживания объекта. И может пойти на преступление.
И еще, в ходе проверок наличия оружия в ЧОПах ночью мы выявляем факты, когда часть оружия уже находится в личном пользовании. Спрашивается, зачем? И где это оружие и с какой целью гуляет? То есть сам по себе встает вопрос, что безнадзорного оружия в таком количестве в стране не должно быть. Нужно создавать определенный, более строгий режим государственного контроля за оборотом такого оружия, его хранения и использования.
РГ: А что предлагается?
Чекалин: Весь актив оружия надо поставить на государственный учет и на государственное ответственное хранение. Чоповцы по-прежнему пользуются своим оружием, оно является собственностью их предприятий, но приписано к государственному органу. В случае государственной необходимости та или иная охранная структура лишается права оперативного пользования оружием. Скажем, предусмотренный законом режим чрезвычайного положения, в зоне проведения контртеррористических мероприятий или когда доказано, что ЧОП является криминальным.
Кроме того, если два предприятия находятся в состоянии имущественного или судебного спора, ЧОПу не должно разрешаться осуществлять исполнительное производство по судебным решениям. Это и есть запрещение участия в рейдерстве.
ЧОПы не должны совмещать охранную деятельность с иной другой коммерческой. Потому что будут доминировать интересы хозяйственных споров, которые могут привести к решениям силовым путем.
И, разумеется, следует ужесточить требования к принимаемым на работу охранникам - у них должна быть репутация законопослушных людей.
РГ: Может, частная охрана не нужна вовсе?
Чекалин: Общество само заказывает и численность, и виды такой охраны. Если есть потребность, то она будет, конечно же, обеспечена.
Очень часто ЧОПы действительно оказывают большую помощь милиции. На их счету сотни задержанных преступников, они обеспечивают общественный порядок, оказывают неоценимую поддержку обществу и государству. МВД России всецело поддерживает эту важную и очень нужную деятельность при условии полного соблюдения российского законодательства.