В Омске накануне зимы обострились проблемы муниципального транспорта

В муниципальных ПАТП слесари не выпускают из рук паяльники. За считанные дни, оставшиеся до прихода холодов, нужно успеть отремонтировать более двухсот радиаторов от автобусных печек.
 
Лопнувшие алюминиевые трубки запаивают или меняют на более надежные - медные. Большинство вышедших из строя отопителей не прослужили и года.
 
- Главная причина низкой температуры в общественном транспорте - неудовлетворительное качество сборки новых отечественных автобусов, - посетовал директор департамента транспорта Владимир Губер. - 90 процентов установленных в них отопителей в прошлую зиму вышли из строя.
 
Департамент транспорта накануне каждой зимы бодро рапортует о количестве приобретенных новых автобусов и потраченных на это круглых суммах. Но пассажирам теплее не становится.
 
Как сообщили в Роспотребнадзоре, санитарные правила регламентируют микроклимат только на рабочем месте водителя автобуса - не ниже плюс 17 градусов. На салон эти нормы по какой-то причине не распространяются.
 
В департаменте транспорта убеждены, что температура в салоне не должна опускаться ниже трех градусов тепла. Получается, как в холодильнике. С учетом зимней одежды, которую пассажиры не снимают, этот показатель считается приемлемым. На самом деле с приходом зимы изрядная часть автобусов из холодильников превращается в морозильники - температура опускается ниже нуля. Вместе с пассажирами мерзнут и кондукторы. Но, как выяснилось, контролировать микроклимат в салоне некому.
 
Водители по-своему пытаются сберечь тепло внутри салона - не открывают на остановках первую и последнюю двери. Людям не так холодно, зато пробиваться к выходу приходится едва ли не с боем - очень уж тесно.
 
По словам специалистов департамента транспорта, на смену вышедшим из строя отопителям в автобусах установят 380 новых. Еще 200 отремонтируют. И в том, и в другом случае нет никакой гарантии, что печки исправно проработают хотя бы эту зиму. Можно, конечно, закупать импортные автобусы - в них и печки надежнее, но "Каросы" и "Мерседесы" намного дороже отечественных машин. Для муниципального бюджета это непозволительная роскошь. Пока автохозяйствам не по карману даже новая зимняя резина. При норме эксплуатации в 70-90 тысяч километров покрышки "ходят" до 100 тысяч. Официально считается, что такая экономия не снижает безопасность пассажирских перевозок.
 
Муниципальным автотранспортным предприятиям не хватает не только денег, но и кадров. Почти треть молодых водителей увольняются, не проработав и года, еще 70 процентов пишут заявление в течение первых трех лет. На первый взгляд, ситуация выглядит странной. Зарплата водителей достигает 15 тысяч рублей, что в полтора раза выше средней по области. Сами транспортники причины текучести кадров видят в специфических особенностях молодежи, пришедшей на работу в ПАТП в последние годы. Значительная часть водителей пересела в кабины автобусов из маршруток. Машины сменили, а манера вождения, как и дисциплина, остались прежними. Необходимость работать по четкому графику и отказывать себе в приеме горячительных напитков для многих бывших "газелистов" оказалась невыносимой.
 
В департаменте транспорта пока не нашли эффективного способа решения этой проблемы, хотя и всерьез ею озаботились. Если продолжится исход молодежи из ПАТП, через несколько лет сесть за баранку автобуса будет некому.
 
Между тем
С переходом муниципального транспорта на зимнее расписание на сорок одну единицу увеличено количество пассажирских автобусов, на 19 - троллейбусов. Однако электротранспорт сможет возобновить движение в центре города только после завершения реконструкции Красного Пути. Введен новый автобусный маршрут № 94. Он свяжет Первый Кирпичный микрорайон с Левобережьем. Окончательно решен вопрос о закрытии 10-го маршрута трамвая.