Экономисты: Соглашение о "заморозке" цен противоречит законодательству

Вчера Росстат обнародовал официальные данные по инфляции за октябрь. Результат специалистов не удивил - 1,6 процента против 0,8 процента в сентябре; базовая инфляция достигла 2,1 процента. Ни чиновники, ни специалисты к этому времени уже никаких иллюзий не испытывали. На фоне предварительных данных и оценок даже показатель 1,7-1,9 процента казался вполне приемлемым.

Всего за месяц сага об отечественной инфляции стала той повестью, печальнее которой нет ничего на свете для российского правительства и россиян. Последовательно и без боя официально сдавались ориентиры 8, 9, а затем и 10 процентов годовой динамики цен. Теперь минэкономразвития подняло планку до 10,5-11 процентов за год. К тому же в III квартале снизились темпы прироста ВВП до 6,7 процента по сравнению с 7,9 и 7,8 процента в первом и втором кварталах 2007 года соответственно. В сентябре же 2007 года прирост ВВП к соответствующему периоду 2006 года вообще составил всего 5,6 процента, хотя в целом за январь-сентябрь остался на приличном уровне - 7,4 процента благодаря "скрадывающему" эффекту нарастающего итога.

Очищенный от сезонного и календарного факторов среднемесячный прирост ВВП в третьем квартале упал вдвое - до 0,4 процента против 0,7 и 0,8 процента в первом и втором кварталах.

Меры, которые в борьбе с инфляцией предпринял кабинет, стали беспрецедентными в современной российской экономической истории. Наряду с вполне "рыночными" рычагами, такими как снижение ввозных таможенных пошлин на ряд импортных продуктов питания, увеличение экспортных пошлин на зерно, проведение зерновых интервенций, правительство пошло на заключение соглашений о замораживании цен с организациями розничной торговли. Так называемое "Соглашение о сотрудничестве по стабилизации положения в экономике России" было подписано руководителями более чем 50 крупнейших российских компаний.

Характерно, что политика замораживания цен коснулась не только продовольственного сектора, но и нефтегазовой отрасли, электроэнергетики, металлургии, сферы транспортных услуг и других отраслей. Соглашение предусматривает установление "экономически обоснованных" цен на продукты питания, а также на энергоносители, металлы и услуги по транспортировке. В мировой экономической истории такие меры совсем не редкость. Более того, сейчас подобные рычаги совсем не прочь использовать и страдающие от роста цен европейские страны.

Насколько хватит "заморозки"

Но экономисты отмечают, во-первых, невозможность длительного применения подобного соглашения. Собственно говоря, и российское заключено на три месяца. Если инфляция связана с ростом мировых цен на зерно, подсолнечник, энергоносители, укреплением рубля по отношению к доллару, почти 50-процентной динамикой денежного предложения и ростом бюджетных расходов, то мы наблюдаем как рост издержек, так и рост спроса. То есть рыночное равновесие просто восстанавливается на более высоком уровне - правда, при условии, что производительность труда, предложение товаров также будут расти. Иными словами, имеет смысл не механическая "заморозка" цен, а некий общественный договор, предусматривающий умеренность ценовых запросов производителей и посредников с одной стороны и спроса потребителей - с другой. Понятно, что достичь такого договора в сырьевой экономике с огромной неравномерностью доходов и развития регионов непросто. Хотя среди представителей крупного и среднего бизнеса есть понимание того, что полностью выпущенная из-под контроля инфляция опасней всего прежде всего для него самого.

Во-вторых, на что обращет внимание заведующая лабораторией экспертизы и разработки нормативно-правовых актов Института экономики переходного периода (ИЭПП) А.В. Киреева, это сомнительная правомерность заключения подобных соглашений. Так, статья 11 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ предусматривает запрет на заключение соглашений между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к "установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок".

Эксперт ИЭПП отмечает, что статья 13 закона в принципе допускает заключение подобных соглашений, только если их результатом является:

- совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;

- получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.

Но, указывает А. Киреева, ни первое, ни второе условие в случае с соглашениями о "замораживании" цен не исполняются. Если покупатели и получат временное преимущество в виде прекращения роста цен, оно никак не может быть сопоставлено с "преимуществами" для участников данных соглашений, так как последние их не получают вовсе.

Эксперты ИЭПП обращает внимание на то, что заключение подобных соглашений должностные лица органов государственной власти мотивируют в том числе случаями сговора поставщиков, направленного на ограничение конкуренции на продовольственном рынке. Подобные нарушения законодательства о конкуренции, вероятно, могли иметь место со стороны участников рынка. Однако даже выявление отдельных правонарушений вовсе не делает применение ценового регулирования легитимным. Во-первых, продовольственный рынок далек от состояния монополии. Как следствие любой сговор продавцов может лишь ограниченно влиять на цены. Во-вторых, даже выявление фактов правонарушений со стороны торговых организаций не дает государству права самому предпринимать шаги, направленные на заключение сомнительных с юридической точки зрения соглашений, ликвидацию торгово-закупочных фирм-посредников.

Данайские дары

Плюс к этому, отмечается в комментариях ИЭПП, создаваемое энергоносителями и продовольствием инфляционное давление носит "долгоиграющий" характер. Удорожание продовольствия является общемировой тенденцией и объясняется прежде всего ростом спроса на сельскохозяйственную продукцию как со стороны растущего населения земли, так и со стороны производителей биотоплива. Кроме того, недавно произошла отмена субсидий по ряду продуктов европейским фермерам, что также подтолкнуло рост цен.

В то же время стоит отметить, что на высокий темп роста потребительских цен осенью повлиял и чрезвычайно быстрый рост денежного предложения в начале текущего года. Как мы уже отмечали, его не удалось сбить до сих пор.

Более того, нефть и не думает дешеветь. Стоимость барреля нефти с начала 2007 года поднялась на мировых рынках на 80 процентов: с 50 долларов в январе до 95 долларов сегодня. Прогнозы на этот счет однозначные - цена будет расти в течение всего зимнего периода. Специалисты уверены, что в скором времени баррель "черного золота" будет стоить 100 долларов, причем и это не предел.

Во-первых, в мире наблюдается опережающий рост спроса на нефть по отношению к предложению, которое пока не увеличивается. Страны-производители не намерены существенно увеличить добычу нефти.

Во-вторых, политическая обстановка в нефтедобывающих регионах остается стратегически нестабильной. При такой перспективе страны - экспортеры нефти будут увеличивать свои доходы и пытаться "тихо" уходить от доллара.