07.11.2007 03:10
    Поделиться

    Глава МЧЛС Марина Мельникова: русский язык оказался в чрезвычайной ситуации

    Корреспондент "РГ" побывал в школе, где преподает одна из лучших педагогов страны - учительница русского языка и литературы Марина Мельникова.

    Урок на бис

    Система образования Рыбинска в 2007 году признана лучшей в Ярославской области. Три рыбинские школы в рамках национального проекта "Образование" получили по миллиону рублей, восемь учителей стали обладателями президентского гранта в 100 тысяч рублей. А преподаватель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №1 Рыбинска Марина Мельникова вошла в пятерку лучших педагогов по итогам конкурса "Учитель года России-2007", став обладателем приза "Малый хрустальный пеликан".

    После двух недель отсутствия Марина Мельникова возобновила свои уроки в школе. Уроки - в пятом, двух седьмых и ее девятом "А" - начинались с задержкой в пять, а то и десять минут. Марина Владимировна входила в класс - и начиналась овация. Ребята дружно хлопали, радуясь успеху своей учительницы. И каждый хотел дотронуться до хрустальной птицы. А она была рада за них. Заслуженный приз - статуэтку "Малого хрустального пеликана" - Марина Владимировна воспринимает как признание ее педагогической заслуги этими мальчишками и девчонками. В этой рыбинской школе с углубленным изучением английского языка Марина Мельникова двенадцатый год преподает русский язык и литературу - с первых дней своей педагогической деятельности после окончания Ярославского педагогического университета им. К.Д. Ушинского.

    Однажды Марина Владимировна начала урок с разговора о деятельности МЧС - министерства по чрезвычайным ситуациям. И затем плавно перешла к проблеме русского языка.

    - Я показывала ребятам фрагменты рекламных вывесок, плакатов, слоганов, газеты, где были допущены ошибки. Мы сообща пришли к выводу, что в настоящее время возникла чрезвычайная ситуация с орфографическими, грамматическими и пунктуационными ошибками. Для их устранения нужно создать МЧЛС - министерство по чрезвычайным лингвистическим ситуациям.

    Успенский сам благословил

    Так возникла оригинальная форма проведения урока. Учительница и ученики внимательно следят за языковым окружением. Ребята приносят на уроки фотографии и печатную продукцию (не только рыбинскую, но и из других городов), где есть всевозможные ошибки. И далее они сообща разбираются с причинами их появления.

    В течение недели, предшествовавшей финалу конкурса, Марина Мельникова апробировала свои наработки, проводя уроки в разных классах разных учебных заведений Рыбинска. Все это позволило ей успешно импровизировать в Череповце, где проходил финал учительского марафона.

    Марина признается, что подлинным испытанием для нее стало проведение урока в девятом классе череповецкой средней общеобразовательной школы № 37. Том самом классе, где преподает русский язык абсолютный победитель конкурса "Учитель года России-2006" Андрей Успенский. Кстати, тему урока "Сложное предложение" ей определил никто иной, как сам Андрей Успенский, исходя из своего учебно-тематического планирования.

    Но трудность для нее заключалась не в авторитете учителя, чей класс ей достался.

    - Согласно жребию я давала урок последней в нашей группе преподавателей русского языка. В школу нас привезли в половине восьмого утра, а мой урок начинался около шести часов вечера. Когда дошла очередь до меня, уже все порядком устали - и школьники, и члены жюри, и я сама. Когда я училась в педагогическом университете, то все экзамены сдавала в первой "пятерке". А тут, казалось, ожиданию не будет конца.

    Поручение министру от учителей

    На последнем этапе конкурса учителя, вошедшие в число пятнадцати лауреатов, соревновались в умении вести дебаты, а также проводили урок-импровизацию. Но самыми интересными оказались публичные доклады, в которых каждый учитель раскрывал отдельную тему. Сообщение Марины Мельниковой было посвящено образу учителя, его роли в формировании личности ребенка, особой, уникальной в своем роде миссии педагога. Не обошла Марина Владимировна вниманием и вопросы преподавания русского языка в школе, и наиболее актуальный из них - проверку знаний по этому сложнейшему предмету таким примитивным, на ее взгляд, способом, как тестирование. Выступление рыбинской учительницы вызвало добрые отклики членов жюри, в том числе и его председателя, ректора МГУ Виктора Садовничего.

    "Все, что находится в пределах возможного, должно быть и будет выполнено!" - эти слова Жюль Верна стали девизом Марины Мельниковой на конкурсе. Она живет в духе этого девиза. Марина - спортивная женщина. Коньки и бассейн - основные ее увлечения. Каждое лето, будучи на даче, она переплывает Волгу. В том месте река в ширину почти полтора километра.

    Финалистов учительского конкурса принимали в Доме правительства в Москве. Согласно протоколу Марина Мельникова сидела по левую руку от первого заместителя российского премьер-министра Дмитрия Медведева. Разговор шел не только о том, что было его сердцу мило. Она сообщила ему о том, что время учебы на курсах повышения квалификации не идет учителям в педагогический стаж, чем весьма удивила Медведева. Министр образования Андрей Фурсенко получил от него указание разобраться с данной проблемой. А вот с проблемой школьных учебников, которые по своему содержанию противоречат друг другу, разобраться так и не удалось.

    Марина Мельникова не считает, что провинциальных учителей в чем-то ущемили в угоду столичным коллегам - победителям нынешнего конкурса. Ведь учебные заведения, где преподают победители, в полном смысле этого слова школы XXI века по техническому оснащению. А Марина Мельникова на уроке пишет мелом на доске. Интерактивные доски в рыбинских школах - скорее исключение.

    Поделиться