16.11.2007 01:00
    Поделиться

    Завершился фестиваль "Молодые театры России"

    Фестиваль, придуманный почти десять лет назад Александрой Юрковой и ее "Пятым театром" в Омске, поначалу казался в своем выборе хаотичным и во многом случайным. Но нынешняя, шестая его редакция убеждает в том, что вместе с опытом и достойной губернаторской поддержкой к фестивалю пришло и широкое общероссийское признание.

    В последние дни октября омичи и гости фестиваля увидели одну из самых серьезных антологий современного российского театра. Спектакль "Мастерской Фоменко" "Семейное счастье", дважды показанный на сцене Омской драмы, два изысканных музыкальных сочинения Театра Елены Камбуровой - "Абсент" и "Никто" по Берберовой (совместные работы Ивана Поповски и Олега Синкина), третья часть легендарной уже трилогии Сергея Федотова и его пермского театра "У моста" - "Сиротливый запад" Мартина Макдонаха, энергичная, яркая работа Сергея Пускепалиса в "Пятом театре" - пьеса Андрея Слаповского "От красной крысы до зеленой звезды", и, наконец, два хита нынешнего фестивального сезона, о которых горячо спорят критики - "Гроза" Льва Эренбурга в Магнитогорском театре и "Гамлет" Николая Коляды в "Коляда-театре" (Екатеринбург). Такая программа (а кроме этих спектаклей - еще и встречи с Кшиштофом Занусси, и кинопрограмма молодого болгарского кино, и спектакли из Польши и Франции) стоит того, чтобы ради нее поехать в Омск.

    Собранные вместе эти спектакли и вправду говорят что-то существенное об актуальном театральном моменте.

    Стоит начать с театра, чьи работы уже несколько лет подтверждают рождение в Москве одного из самых рафинированных художественных пространств - Театра под руководством Елены Камубровой. Режиссер Иван Поповски и музыкальный руководитель Олег Синкин стали по существу создателями особого жанра, в котором на равных царствуют симфоническая музыка, вокал, поэзия и театр. В "Абсенте" музыка Равеля, Дебюсси и французского шансона ХХ века становится частью прихотливой драматургии спектакля, посвященного этому опасному напитку, вдохновлявшему не одно поколение художников, писателей и музыкантов. Хрупкая мимолетность жизни превращает на наших глазах грубое вещество театра в бесплотное воображение.

    Прекрасный режиссер из Перми Сергей Федотов, кажется, напротив, возвращает абсурдистским, полным черного юмора фантазиям культового ирландского драматурга Макдонаха их грубо-осязаемую плотность. Поставив три пьесы знаменитого на весь мир ирландца, он нашел к нему, как кажется, уникально точную отмычку. В "Сиротливом Западе", как и в двух других спектаклях, скорость, жестокость и фантазийная смелость Тарантино встречаются с тонкостью и бытовой точностью Станиславского. Стоит только вообразить себе этот коктейль, как вы увидите всю его органическую невозможность. Федотов и актеры его театра "У моста" преодолевают ее легко и свободно. В их игре присутствует подлинная вера в предполагаемые обстоятельства и мягкая игровая дистанция к ним: все они точно верят и не верят в то, что их герои - жители маленькой ирландской деревни - могли стать участниками диких злодеяний, из-за которых молодой священник утопился в реке, и еще много чего ужасного произошло. Чем ужаснее обстоятельства, тем, кажется, юмористичней игра актеров, а между тем иной неопытный зритель с легкостью примет ее за чистую монету. В этом и заключено главное свойство федотовской отмычки: в отличие от Кирилла Серебренникова, который пьесу "Человек-подушка" поставил всерьез, с настоящей моралью, Федотов слышит обертона и жанровые парадоксы драматургии Макдонаха, ужасается, но и снисходительно улыбается современной цивилизации.

    Поделиться