Нефтяные компании пообещали удержать цены на бензин
Однако сам факт акцентирования внимания на столь болезненной для общества теме свидетельствует о серьезности намерений власти сдержать инфляцию, которая уже грозит достичь 11-процентного рубежа, далеко обогнав прежний официальный ориентир этого года в 8 процентов.
Как пояснили "РГ" в центре общественных связей минпромэнерго, называть прошедшую встречу совещанием было бы неправильно: "Никаких обязывающих документов принято не было, а сама встреча была посвящена подготовке к предстоящей зиме". Лидеры бизнеса заверили министра, что в настоящее время в стране нет объективных предпосылок к росту оптовых и розничных цен на бензин, и они не видят необходимости в их искусственном ограничении. А в случае возникновения угрозы стабильности сами компании предпримут все меры к недопущению роста цен на топливо.
В самом деле, если с ноября 2006 года до начала ноября этого года потребительские цены в среднем выросли более чем на 9 процентов, то увеличение цен на бензин не превысило 2,8 процента, причем в этом году он был минимальным.
Поэтому закономерно, что объявление полномасштабного моратория на этот раз сочтено ненужной мерой. Раньше, напомним, на такие шаги нефтяников власть подвигала дважды. В 2004 году все тот же "ЛУКОЙЛ" инициировал введение моратория после того, как страна испытала ценовой шок: бензин подскочил в цене почти на 40 процентов за девять месяцев.
Затем "заморозка" действовала в период с 19 сентября 2005 года по 1 января 2006 года. Правда, перед началом того моратория стоимость бензина достигла пиковой отметки, которая существенно не превышена до сих пор.
Однако есть все основания говорить о том, что нынешние цены долго не смогут стоять на месте. Эксперты рынка указывают на то, что уже сейчас оптовые цены вплотную подошли к розничным и все сильнее на них "давят". А известна закономерность, что минимальная маржа, устраивающая бизнес, между оптом и розницей составляет 15 процентов. После перехода этой границы нужно ждать роста цен. Сами капитаны бизнеса на встрече с Виктором Христенко не раз подчеркивали, что в их отрасли решающими являются сигналы рынка.
Но пока бой с инфляционными факторами разворачивается по все более широкому фронту. Показательно, что визит в минпромэнерго топ-менеджеров "ЛУКОЙЛа", "Роснефти", "Газпромнефти", "Татнефти", "Сургутнефтегаза" и ТНК-ВР совпал с заявлением министра экономического развития и торговли Эльвиры Набиуллиной о том, что "разработан комплекс антиинфляционных мер, в которых сделан акцент на развитии производства и наполнении рынка чувствительными с точки зрения инфляции товарами".
Первыми шагами минэкономразвития, как известно, стало одобренное правительством увеличение экспортных пошлин и соответственно снижение импортных на продовольствие. Далее правительство договорилось с ведущими производителями и продавцами о замораживании цен на социально значимые товары до февраля 2008 года. Столь решительный заход был обусловлен тем, что по итогам десяти с половиной месяцев этого года цены в России выросли на 9,7 процента. В начале года минэкономразвития прогнозировало, что инфляция по итогам года составит всего 8 процентов, однако осенью было вынуждено повысить прогноз до 11 процентов. В сентябре-октябре быстрее других росли цены на основные продовольственные товары, в частности, молоко и масло.
Можно без преувеличения сказать, что поиск "лекарства от инфляции" стал настоящим хитом российского экономического сезона-2007. Жизнь то и дело подбрасывает новые вызовы. Так, не успели отзвучать оптимистические слова по поводу полного взаимопонимания минпромэнерго и лидеров ТЭК, как в СМИ прошло сообщение, что цены на авиабилеты могут взлететь на 30 процентов из-за безудержного удорожания авиационного керосина и его дефицита на внутреннем рынке. По всей видимости, экономическим властям придется разобраться и с этой проблемой.