Новости

22.11.2007 03:50
Рубрика: Экономика

"Горячая линия" для "холодных" звонков-2

Как заставить коммунальщиков трудиться на совесть
Почему холодные батареи в домах в начале отопительного сезона - совсем не редкость?

Что мешает встретить первые заморозки во всеоружии: неорганизованность коммунальных служб, а может, элементарное желание сэкономить на топливе? Мы пригласили замглавы минрегиона Сергея Круглика на "горячую линию": в течение часа Сергей Иванович отвечал на звонки замерзающих читателей "РГ".

Для того чтобы разобраться в некоторых ситуациях, Круглик пообещал связаться с местными властями, ведь именно они отвечают за организацию отопительного сезона. Проверить "горячие" сигналы из холодных точек страны было поручено федеральной жилищной инспекции - подразделения этого контролирующего органа, кстати, есть во всех регионах.

Валентина Циталова, жительница карельского города Сортавала, пожаловалась на то, что зима уже наступила, а запаса топлива на зиму в городе не сделали. Так, по ее словам, ей объяснили в местной котельной. На запрос пришел ответ председателя госкомитета по реформированию ЖКХ Карелии В. Корякина. По его словам, к 7 ноября ситуация с обеспечением мазутом котельных Сортавальского района республики нормализовалась. Ежесуточно для поддержания нормальной работы котельных городу требуется 50 тонн топлива, запас на конец первой недели ноября составил 403 тонны, то есть на восемь суток.

Заключен договор на поставку в течение ноября 1500 тонн мазута - Московский нефтеперерабатывающий завод часть топлива уже отгрузил. Кроме того, автоцистерны доставляют в город по 60 тонн мазута в сутки. Таким образом, считает В. Корякин, острота проблемы снята. Котельные работают в рабочем режиме. Кроме того, бюджет Сортавальского муниципального района получит 10 млн рублей в качестве финансовой помощи из республиканского бюджета. Такое решение приняло правительство Карелии.

Сразу несколько звонков поступило на "горячую линию" из поселка Никольский Ленинградской области. Наши читатели возмущались: в соседних поселках уже тепло, а в Никольском отопительный сезон никак не начинается. Причина, как объяснил начальник отдела ЖКХ местной администрации С. Белевич, в том, что отапливается поселок ведомственной котельной. У администрации накопились долги по теплоэнергии, а потому руководство котельной решило прикрутить вентиль. Кроме того, из-за аварии на трассе от тепла оказались отрезаны несколько домов на Октябрьской и Западной улицах. После переговоров муниципальной власти с местным монополистом вопрос был урегулирован, а теплотрасса отремонтирована. Сейчас, сообщил С. Белевич, поселок отапливается.

А вот со звонком из Воронежа от жительницы дома 123 по улице 9 января Алевтины Матюшкиной разобраться сразу не удалось. Консультант отдела ЖКХ горадминистрации Е. Межова заявила, что "такого не может быть, что все дома города к теплоснабжению подключены", и предположила, что причина - в состоянии внутридомовых сетей. Во всяком случае в администрации пообещали проконтролировать ситуацию и в случае необходимости принять меры.

Житель поселка Радужный Коломенского района Московской области В. Самброс пожаловался, что не может установить счетчики для учета тепла и воды - в муниципалитете от него требуют представить дорогостоящий проект на проведение этих работ. Замначальника управления программ ЖКХ Росстроя Е. Сидельникова пояснила: "Закон о местном самоуправлении передал решение вопросов о порядке установки приборов учета теплоэнергии, горячей и холодной воды в жилых домах и квартирах в ведение органов местного самоуправления. При этом потребителю не возбраняется самому выбрать компанию, которая бы выполнила эти работы. Но при этом надо соблюдать два условия: компания должна иметь лицензию на проведение соответствующих строительно-монтажных работ, и кроме того, установка счетчиков должна выполняться в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией".

Еще одна проблема, с которой сталкиваются практически все, это резкий рост оплаты жилищно-коммунальных услуг, причем, как жалуются наши читатели, добиться от местных коммунальщиков прозрачных тарифов практически невозможно. Что делать в этом случае?

Е. Сидельникова отвечает: "Чтобы минимизировать необоснованный рост платы за коммунальные услуги, был принят Федеральный закон 184-ФЗ от 26 декабря 2005 года, который регулирует тарифы организаций коммунального комплекса. По этому закону Федеральная служба по тарифам ежегодно устанавливает предельные (максимальные) индексы изменения (увеличения) тарифов. Утверждаются и предельные индексы увеличения размера оплаты граждан за жилье и коммунальные услуги в среднем по каждому региону. Это открытая информация, она публикуется и доступна всем. Если в вашем регионе происходит превышение индекса роста экономически обоснованных тарифов, можно обратиться в органы регулирования муниципального образования или ФСТ, и тарифы будут пересмотрены.

Кроме того, правительство утвердило правила государственного контроля за применением и изменением предельных индексов роста платы за ЖКУ. Законодательство предусматривает также возможность проведения экспертизы экономического обоснования себестоимости услуг и тарифов за их предоставление (ст. 4, 5 Федерального закона N210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30 декабря 2004 года). Инициировать такие проверки могут как органы местного самоуправления, так и общественные потребительские организации.

От редакции. Благодарим ведущего юрисконсульта Фонда "Институт экономики города" Дмитрия Гордеева за помощь в подготовке схемы.

Нормативная база

По существующим нормам, тепло в жилые дома должно быть подано, если в течение 5 дней среднесуточная температура не превышает 8 градусов.

В жилых помещениях при закрытых и утепленных на зиму окнах должна поддерживаться температура не ниже 18 градусов, в угловых (торцевых) комнатах - минимум 20 градусов тепла.

В ночное время (с 0 до 5 часов утра) допускается незначительное уменьшение подачи тепла, но так, чтобы температура не опускалась ниже 15 градусов.

Что делать, если вас "футболят"

К сожалению, немногие люди знают, как правильно выстраивать свои отношения с коммунальщиками, к кому конкретно предъявлять претензии и что делать, если вас "футболят".

Допустим, вы пришли домой, а в квартире холодно. Первое действие - обратиться в свою обслуживающую (управляющую) организацию. Важно добиться, чтобы ваше обращение было зафиксировано: сделана запись в журнале диспетчерской службы. С этого момента начинается отсчет времени для принятия мер.

Если требуется установить причины - к вам должны прийти с проверкой. Иногда достаточно бывает сделать элементарные вещи - утеплить двери, заклеить окна. Если квартира защищена, но в ней все равно холодно, делаются необходимые замеры. Если нужно - проверяется температура теплоносителя на входе и выходе. И выясняется, в чем дело: виноват поставщик тепла (к примеру, экономит на топливе) или, может быть, не промыта система и нет нормальной циркуляции воды в трубах, или где-то по трассе произошла авария и утечка тепла. В любом случае причины устанавливаются и устраняются. Отвечает за это обслуживающая ваш дом организация.

Если время идет, а дело не делается, следующий этап - обращение в органы местного самоуправления. Пишите заявление (в двух экземплярах) на имя главы муниципального образования (управы, префектуры) или его заместителя по ЖКХ. Не поленитесь, отнесите в приемную, добейтесь, чтобы письмо зарегистрировали и указали на экземпляре, который останется у вас, дату обращения. По закону, меры должны быть приняты в течение 10 дней. В крайних, особо тяжелых случаях, в течение месяца.

Следующая ступень самозащиты - обращение в Государственную жилищную инспекцию. Наши подразделения есть в каждом субъекте Федерации. Адреса и телефоны можно узнать в городской администрации, есть они и на официальных сайтах органов местного самоуправления.

Наконец еще один способ - обратиться с иском в суд. Причем предъявлять претензии можно как коммерческим организациям, не выполняющим свои обязательства по договору о предоставлении услуг, так и в отношении чиновников - за бездействие.

Адреса, телефоны, ФИО руководителей региональных подразделений Государственной жилищной инспекции можно найти на официальном сайте Росстроя РФ по ссылке: http://www.gosstroy.gov.ru/txt/region_2.doc

Экономика ЖКХ Правительство Минэкономразвития "Адреса власти"
Добавьте RG.RU 
в избранные источники