29.11.2007 01:30
    Поделиться

    Судьбу "Москвича" решали первые лица государства

    "Москвич". Сегодня сказали бы: "раскрученный бренд". Но, увы, этот бренд уже ушел в историю.

    Правда, еще попадаются на дорогах и 407-е, и даже 400-е. Но эти "ходячие" экземпляры уже перешли в разряд олдтаймеров (когда нынешняя цена раритетного авто превышает старую - заводскую). Такие машины быстрее отыщешь в гаражах коллекционеров да на выставках, чем на дорогах.

    Но были времена, когда судьбу "Москвича" решали на самом "верху" первые лица государства.

    Трофейный "Опель"

    Сразу после окончания Великой Отечественной встал вопрос: продолжать выпускать довоенную малолитражку КИМ или запустить в производство новую модель? Двухдверка КИМ Сталину не нравилась. Он остановился на выпуске новой на базе зарекомендовавшей себя зарубежной модели. Ею оказался немецкий "Опель-Кадет К-38", обладавший набором прогрессивных по тому времени качеств - несущим кузовом без рамы, гидравлическим приводом тормозов, независимой подвеской передних колес.

    Для ускорения выпуска решили по максимуму использовать трофейные документацию, оснастку и оборудование, которые вывезли по репарации из американской оккупационной зоны Германии. А назвали машину просто - "Москвич".

    КИМ - не кореец

    История отечественных микролитражек началась еще до войны. В столице построили автосборочный завод, рассчитанный на выпуск 24 тысяч автомобилей в год. Выпускали до войны американские "Форды" под именем "КИМ" (Коммунистический интернационал молодежи).

    И вот спустя всего две недели после капитуляции Германии Совмин СССР принимает постановление о строительстве нового предприятия - Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА).

    Для организации производства хватило всего двух лет. "Москвичи" колоннами поползли из ворот предприятия, раскинувшего цеха в районе метро "Автозаводская". К началу 1947 года собрали первые "москвичи-400", а к Первомаю с конвейера сошел уже сотый автомобиль.

    Марка быстро стала популярной, и было за что. "Москвичу" оказался нипочем плохой бензин, а "опелевская" передняя подвеска и задние рессоры выдерживали самые серьезные испытания нашими дорогами.

    Рычаг на руле

    О старом "Опеле" в "четырехсотом" напоминал внешний облик, да еще, наверное, рычаг переключения передач - у "Опеля" он торчал в полу кабины. А к 1954 году наши конструкторы перенесли рычаг на рулевую колонку. Это было революционным решением. Модернизация рычага КПП высвободила пространство в тесной кабине легковушки.

    Через некоторое время автомобиль оснастили более мощным мотором, а в 1954 году доработанному "Москвичу" (синхронизатор 2-й и 3-й передач, усиленный кузов) присвоили индекс "Москвич-401".

    Последний автомобиль этой модели сошел с главного конвейера завода 20 апреля 1956 года. А всего М-400/М-401 было выпущено 247 439 штук, из них 19 809 - на экспорт.

    Цена вопроса

    "Москвич" - первый отечественный автомобиль, который запросто можно было купить в магазине. В стране даже выпустили рекламную листовку, призывающую приобрести машину в личное пользование.

    Конечно, многие люди долгие годы после войны едва сводили концы с концами. Однако были и зажиточные, иначе как объяснить феномен той поры: спустя всего четыре года после начала производства "Москвич" вышел на самоокупаемость и стал приносить прибыль.

    Стоил он тогда девять тысяч дореформенных рублей - на семь тысяч дешевле "Победы", которую в свободной продаже купить было не всегда легко. Зарплата опытного рабочего, инженера составляла в то время от пятисот до тысячи рублей в месяц.

    Сегодня же ветхий, простоявший десятилетия в старом дедушкином сарае "Москвич-400" продают уже тысяч за 40. А цена реставрированного - на порядок выше.

    Поделиться