Челябинские водители и автодилеры по-разному оценивают поправки к закону "О защите прав потребителей"

Три десятка опрошенных корреспондентом "РГ" автолюбителей единогласно выступили в поддержку законодательных ужесточений требований к качеству "железных коней". Руководители челябинских автосалонов с этим не согласны.

Как известно, в декабре вступают поправки в Закон о защите прав потребителей. Изменения вносятся, в частности, в статью 18, согласно которой отныне покупатель имеет право потребовать замены автомобиля на новый или возврата денег при обнаружении любого недостатка. Для этого автовладельцу закон отводит 15 дней. Ранее, чтобы вернуть автомобиль салону, требовалось наличие существенного недостатка. Теперь поводом для замены машины может стать неплотно закрывающаяся форточка или скрипящее сиденье.

Вот лишь две типичные истории.

- Купив "Ладу" шестой модели в фирменном салоне Челябинска, я вскоре обнаружил, что из двигателя потекло масло, - рассказывает Сергей Нуриев, автовладелец с десятилетнем стажем. - Кроме того, из салона через щель в двери стало видно улицу. Я приехал в салон, где меня встретил мастер с кувалдой в руке и выражением лица, на котором читалось: "Ну что с ним делаешь, придется отремонтировать". Оказалось, что неправильно отлита передняя крышка коленвала. Ремонт мне сделали, конечно, улицу через дверь теперь не видно. А масло потихоньку течет. А форточка при скорости свыше 60 километров в час хронически свистит. Но на это я уже не обращаю внимания. И новые поправки в закон я безоговорочно поддерживаю. Только непонятно, что в автосалонах теперь будут делать с возвращенными из-за свистящих форточек автомобилями.

- Я купил "Дэу Нексия" три года назад, - вспоминает челябинец Алексей Сидоров, - и все это время стекло со стороны водителя при движении автомобиля скрипит. Обращался в салон, мне предложили… смазать приводные механизмы. Куда-то жаловаться или идти в суд по столь мелочному поводу нет желания и времени. Был и еще недостаток, который выявился вскоре после покупки машины. Каждый раз при включении зажигания часы на панели приборов сбивались. Эту проблему удалось решить быстро, в течение недели часы заменили на новые. Считаю изменения 18-й статьи Закона о защите прав потребителей актуальными.

Продавцы автомобилей, наоборот, думают, что дальнейшее ужесточение контроля за качеством автомобилей спровоцирует активность покупателей-экстремистов.

- Честно говоря, непонятно, для чего принимаются такие поправки, - говорит Дмитрий Черков, представитель одного из челябинских автомобильных салонов. - Ведь подавляющее большинство фирм - добросовестные игроки на рынке. Больше того, гигантская конкуренция за клиента заставляет постоянно работать над повышением качества сервиса. Мы, к примеру, для удобства клиентов организовали техническое обслуживание автомобилей в ночное время - ведь есть люди, у которых днем нет времени для ремонта. Идем навстречу автомобилистам и во многих других вопросах.

- На первый взгляд, изменения в 18-ю статью Закона о защите прав потребителей выглядят как благо, - комментирует ситуацию Александр Рулевский, исполнительный директор Ассоциации автодилеров Челябинской области. - А что получается на самом деле? Не понравился, к примеру, клиенту, скрип сиденья и, немного поездив на автомобиле, он на 15-й день вернул его в автосалон. Но надо понимать, что к этому моменту цена автомобиля (уже не нового) автоматически падает на 10-15 процентов, о чем сделана соответствующая запись в паспорте транспортного средства. Возникает вопрос: каким образом салон будет компенсировать убытки и за счет кого? Ответ понятен - за счет потребителя. Можно предположить, что от принятия поправок выиграют процентов пять клиентов, а остальные 95 - проиграют. Как отреагируют на законодательные новшества автосалоны? По одной из версий, они не будут продавать машины "кому попало". Благо список покупателей-экстремистов, как утверждают представители автосалонов, уже составлен.

Александр Трубин, руководитель одного из автоцентров, считает, что проблема качества автомобилей приобрела особую актуальность из-за резко выросшего количества проданных машин. Такого автомобильного бума не прогнозировали даже специалисты.

За девять месяцев этого года рост составил 79 процентов к с аналогичному периоду 2006-го. Между тем среднероссийский показатель - 66-68 процентов.

При таких темпах автомобилизации, по мнению Александра Рулевского, возникает масса проблем. Во-первых, практика показывает, что стопроцентным качеством не обладают не только отечественные автомобили, но и импортные - из той же Кореи, Германии или Америки. Во-вторых, в Челябинске дефицит сервисных площадей. Все больше салонов задумываются над этой проблемой, расширяют территорию, открывают новые центры, однако, по прогнозам специалистов, в ближайшие год-два проблему вряд ли удастся решить.

По мнению Егора Курбатова, заместителя управляющего автосалона, качество только на 15 процентов зависит от производителя, и на 85 - от того, кто готовит автомобиль к продаже. Получается, что на самом деле в высоком качестве машины заинтересованы обе стороны - как продавец, так и покупатель. Вопрос в том, чтобы соблюдался негласный паритет: последние не превращались бы в "экстремистов", а первые не оправдывали бы плохую работу "объективными обстоятельствами".

Кстати
По предварительным подсчетам, за три последних года в Челябинской области продано более 85 тысяч (!) иномарок. За девять месяцев 2007 года только в салонах Южного Урала было продано 45 тысяч машин. Триста тысяч человек обратились в техцентры.

Комментарий


Лариса Карелина, заместитель начальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Челябинской области:


- Автомобильный рынок расширяется, становится массовым, поэтому, естественно, возникает вопрос о контроле за качеством продукции. В 2007 году в управление поступило всего 13 обращений с жалобами на качество автомобилей, люди, видимо, не знают, что с этими проблемами надо обращаться к нам. Среди претензий - ненадлежащая покраска автомобиля, проблемы с механизмом открывания двери, тормозами, коробкой передач. Возбуждено пять дел об административных нарушениях и в отношении руководителей фирм. В одном из эпизодов дефектный автомобиль после нашего вмешательства был заменен на новый. Зафиксированы также случаи внесения в договор условий, ущемляющих права потребителей.
А с 12 декабря, помимо 18-й, изменяется и статья 20-я Закона о защите прав потребителей. В ней говорится о том, что срок устранения неполадки в автомобиле (если об этом не сказано в договоре) становится минимальным. То есть ремонт владельцу должны сделать максимально быстро.