06.12.2007 01:20
    Поделиться

    Российские телесериалы стало можно смотреть без отвращения

    Как-то неожиданно телесериалы в нашем эфире стало можно смотреть без отвращения

    Без неприятия смотрелся "Диверсант. Конец войны". С удивлением на грани восхищения - "Служба доверия". И сразу после выборов, на этой неделе, случился жесткий выбор между "Ликвидацией" и "Преступлением и наказанием" - сериалами, которые нужно смотреть.

    В порядке расслабления

    В начале сезона с сериальным репертуаром была настоящая катастрофа. Казалось, конца-краю не будет всей этой тянущейся из вечера в вечер криминально-мелодраматической жвачке типа "Татьянин день" и "Морские дьяволы"...

    Нет, отчего же, и у жвачки есть своя благородная миссия и полезная функция - укреплять десны, бороться во рту с микробами, сообщать приятное ощущение морозной свежести. Но одной ею сыт не будешь.

    То же самое следует сказать и о массовом сериальном продукте.

    Отчего же не расслабиться после трудового дня за просмотром какого-нибудь непритязательного детективного сериала - "Тайны следствия", например. Их можно смотреть к обеду, к ужину и на ночь глядя. Что собственно телезритель и делает в течение нескольких последних лет. И чем дальше, тем интенсивнее. "Россия" крутит Анну Ковальчук столь же часто, как СТС - Анастасию Заворотнюк.

    Что еще примиряет с суровой и тревожной действительностью, так это сериалы "Улицы разбитых фонарей", "Закон и порядок", "След", в каждом из которых команда пытливых сыскарей работает не за страх, а за совесть и для нашего развлечения.

    Рост качества сериальной жвачки - тенденция отрадная. Но только этого нам мало. У нас, как оказалось, есть еще духовные запросы.

    Служили три товарища

    Время от времени приходится слышать гордые возгласы производителей: "Мы снимаем не сериал, а кино в формате сериала". Насколько и как часто слова подтверждаются делами, это отдельный вопрос.

    К "Диверсанту", который имел очень хороший рейтинг и благожелательную прессу, отметившей, в частности, высокий кинематографический уровень просторного повествования, тем не менее возникло немало претензий.

    Претензии эти в основном по части достоверности изображения Отечественной войны. И еще - относительно невероятной неуязвимости советских разведчиков.

    Это все от сегодняшнего раздвоения нашего восприятия минувшей войны. И соответственно двойственного ее толкования кинематографистами.

    Для кого-то она - предмет и объект художественного исследования. Для авторов "Диверсанта", как и для значительной части современной аудитории, она - выразительный фон, готовая декорация для авантюрных похождений героической троицы разведчиков. Соотносить их эскападу с реалиями реальной войны так же глупо, как ставить на одну доску блокбастеры с участием Стивена Сигала или Брюса Уиллиса и террористические акции бен Ладена.

    "Диверсант" по своей абстрактной идеологии гораздо ближе к "Крепкому орешку", нежели к "Семнадцати мгновениям весны".

    Наши сериальные суперпрофессионалы во главе с Григорием Калтыгиным (артист Владислав Галкин), переходя периодически границу туда и обратно, чувствуют себя одинаково некомфортно. Их прессуют и там, и здесь. Их преследуют свои и чужие. И так получается, что везде они - нелегалы. И везде они, наши крепкие орешки, на краю гибели. И полагаться могут только на себя и друг на друга.

    Вот это мироощущение человека с обостренным чувством собственного достоинства и цепляет массового зрителя на подсознательном уровне. И до исторических неточностей в таких случаях нет никому дела, кроме тех, конечно, кто не почувствовал себя задетым.

    И еще один важный мотив. Человек, вросший в войну, не находит себе места, когда она кончается. Он - ее сиамский близнец. Он без нее как без воздуха. И когда ее нет, тогда ее придумывают для наших трех супердиверсантов. Трех крепких орешков-мушкетеров. В финале их отправляют через океан в Аргентину, чтобы достать бежавших туда нацистов. Может, им удастся то, что не успел сделать Штирлиц, достать окопавшихся в Южной Америке Бормана и Мюллера?

    Недоверие к "Службе доверия"

    К сожалению, незаметно для зрителей проскочил в эфире "России" очень перспективный сериал "Служба доверия" режиссера Елены Николаевой. Сразу трудно объяснить: почему? Может, потому, что страна еще недостаточно далеко зашла в своем мирном цивилизованном обуржуазивании, и служба психологов-профессионалов нам не кажется насущно необходимой. Нам, мол, не до жиру. Хотя, с другой стороны, страна "подсела" на психоделическое шарлатанство двух Малаховых и одной Лолиты с их семейно-бытовыми ток-шоу.

    А возможно, все еще проще. Сериалу не повезло с местом и временем выхода в эфир. Длинная, густая тень, отброшенная "Диверсантом", накрыла с головой "Службу доверия" - все-таки два качественных премьерных сериала на один прайм многовато. Тут приходится выбирать. Выбор был предсказуемым.

    Как он предсказуем на следующие две недели. Теперь очередь телеканала "Россия" и стартовавшего на нем давно обещанного сериала "Ликвидация" Сергея Урсуляка накрыть густой плотной тенью две амбициозные для Первого канала премьеры - "Личная жизнь доктора Селивановой" и "Преступление и наказание".

    Показ сериала о битве с бандитизмом в послевоенной Одессе, начатый в прошлое воскресенье, оказался нокаутирующим для каналов-конкурентов. Рейтинг - 20%. Доля - под 45%. В результате пострадали послевыборные политические шоу. Дальше будет больше.

    На успех "Ликвидации" работает сразу несколько действенных факторов: крепкий сюжетный каркас, колорит, можно сказать, фольклорного города Одессы, класс режиссуры опытного и талантливого мастера Сергея Урсуляка и когорта звездных артистов - Владимир Машков, Владимир Меньшов, Сергей Маковецкий, Михаил Пореченков, Светлана Крючкова...

    Кстати

    Важным признаком облагораживания этого вида художественной деятельности можно счесть то, что много звездных артистов потянулось в сериалы. Причем не только на главные роли, но и на роли второго плана. И даже на эпизодические. Например, Олег Табаков не пренебрег эпизодом в "Диверсанте". А если взглянуть на перечень исполнителей, занятых в упоминавшихся здесь фильмах, невозможно не заметить, что перед нами цвет современного отечественного кино и театра.

    Поделиться