13.12.2007 02:25
    Поделиться

    66-летняя тверская пенсионерка съездила на велосипеде до Сахалина и обратно

    О женщине в сорок пять говорят: "баба ягодка опять", в пятьдесят пять называют круглой отличницей. А дальше вроде бы о годах говорить не принято. 66-летняя тверичанка Юлия Михайлюк годов не боится - так же, как и расстояний. Во время своего недавнего путешествия на Сахалин она преодолела на велосипеде двадцать тысяч километров.

    Крути педали

    На велосипед Юлия Ивановна впервые села не так уж давно - 12 лет назад, когда впереди замаячила пенсия, а проводить оставшиеся годы в четырех стенах, хоть и с любимой семьей, ей не хотелось.

    - Тогда и подумала: а почему бы не соединить любовь к спорту и интерес к путешествиям? - рассказывает путешественница. - Спортом я всегда занималась: с детства - баскетболом, потом окончила институт физкультуры и преподавала физическую культуру в школе. Вот и решилась освоить еще и велосипед - после того как в детстве сильно с него упала, боялась к двухколесному подходить.

    Страх Юлия Ивановна преодолела, велосипед освоила и с тех пор в дороге ежегодно проводит не один месяц. 12 лет - 12 путешествий. За плечами - поездки в Архангельск, Севастополь, по Карелии и Сибири. Безграничные просторы последней ей так понравились, что здесь бывала уже четырежды.

    Решилась на Сахалин Юлия Ивановна не сразу. Весь год провела, тренируясь, изучая карту. Туда и обратно - двадцать тысяч километров. Чтобы не остаться в тайге на зимовку, нужно было ежедневно проезжать сто - сто двадцать километров. О некоторых участках дальнего пути даже бывалые водители недобрым словом отзывались: сплошные камни и щебенка. Как по ним педали крутить?

    Велосипеды грязи не боятся

    Стартовала путешественница в начале апреля. Свое "турне" она посвятила памяти покровителя Твери князя Михаила Тверского. С собой был минимум вещей и продуктов общим весом около двадцати килограммов. Даже аптечку брать не стала. Только йод и бинт на случай дорожного ЧП.

    - А зачем таблетки брать? - смеется. - Я до сих пор не знаю, что такое головная боль или проблемы с желудком и какие таблетки от них помогают.

    Первые два месяца крутить педалями приходилось по снегу и грязи. Потом их сменил дождь, который совершенно не жаловал путешественницу. И та вечером на постое вместо отдыха шла стирать одежду. Лечить "боевого коня" приходилось тоже неоднократно: и стертые шины, и поломанные детали. На это ушло несколько драгоценных дней.

    В кулинарных пристрастиях Юлия Михайлюк непритязательна. Для дополнительных калорий в утреннем рационе обязательно были шоколад и сухофрукты. Вечером - немного мяса или сыра. А вот в дороге никаких излишеств себе не позволяла. Верный спутник - термос, в котором она ежедневно зашпаривала кашу, чаще всего гречневую. Через три часа блюдо готово - и никакого костра не надо. А вот всевозможных кафе по дороге она избегала, чтобы не было лишних трат. Максимум - кипяток просила.

    Плохих людей не встречала

    - Неужели не страшно было одной в тайге, где на многие километры живой души нет? - не выдерживаю наконец с вопросом, терзавшим меня с самого начала беседы.

    - О страхе думать было некогда, педали нужно крутить. А потом, что значит опасность? За все путешествия со мной ничего не случалось, только в этот раз, возвращаясь, коленку немного зашибла. И люди все чрезвычайно приветливые. А вот в Твери однажды после тренировки около собственного дома на меня напали и сумку вырвали.

    Останавливалась на постой пенсионерка исключительно рядом с людьми - или в деревне, или на автостоянках. Спрашивала разрешения поставить палатку, и ей не отказывали. Да и за несколько лет путешествий по Сибири она успела приобрести массу друзей, которые с радостью встречали ее как старую знакомую.

    - Не было плохих людей на моем пути, - уверяет Юлия Михайлюк. - Может, потому, что пенсионерка, а скорее, потому, что хороших людей много. И водители - велосипед ведь что против грузовика? - старались не пугать. Если сигналили, то потихоньку. Улыбались, рукой махали, подвезти предлагали. Но я - нет. Если останавливались поговорить, я с удовольствием беседу поддерживала. Времени, конечно, жалко. Бывало, что и по два часа в день на разговоры уходило. Но потом я опять на свою "машину" - и вперед.

    Изменить маршруту и способу передвижения она не могла: со своим "железным конем" намеревалась Юлия Михайлюк попасть в Книгу рекордов России как самая пожилая велопутешественница, для чего заранее отправляла заявку. Чтобы подтвердить рекорд, в местах, где останавливалась, брала справки у глав администраций. В "зачет" принимались также телевизионные сюжеты и статьи, в коих за время "турне" также недостатка не было.

    Самой большой сложностью, как и предполагала пенсионерка, оказались дороги.

    - Дорога от Читы до Биробиджана, а это почти две тысячи километров, очень измотала меня, - вспоминает Юлия Ивановна. - Особо запомнились и сихотэ-алинские перевалы, где не велосипед вез меня, а я его толкала по узенькой тропочке. Очень кружилась голова, и все время вспоминались рассказы местных о том, что ни одна машина "улетела" со здешних высот вниз. Так устала, что было желание приехать домой - и все, никому не рассказывать о своем пути. И больше никаких путешествий!

    Но не такова Юлия Михайлюк. Только появилась дома, а уже планы на будущий год. В семье спрашивают: "Куда теперь, мама?" Планы пенсионерка пока не раскрывает. Но поделилась давней мечтой о кругосветном путешествии:

    - Ну да успею еще. Какие мои годы!

    Не сомневаюсь, что и это ей по силам. Тем более что на балконе теперь стоит новенький двухколесный друг - подарок от мэра Твери Олега Лебедева.

    На заметку

    Секрет здоровья от Юлии Михайлюк

    По возможности отказаться от соли и сахара, белого хлеба, кондитерских изделий. Черный хлеб есть можно, но отдельно от других продуктов - как пирожное. Вместо сахара и конфет - мед, сухофрукты. Мясо (отварное) - два-три раза в неделю, рыбу. И конечно, двигаться. На ежедневных тренировках она пробегает по десять километров и выполняет комплекс физических упражнений.

    Поделиться