С нового года машинам классом ниже "Евро-3" въезд в Россию будет запрещен
Еще с 2006 года в стране начал действовать технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных загрязняющих веществ". За столь длинным названием скрывается простая суть: в России для машин ввели требования к выхлопу (экологические классы). Чуть ранее в паспорте транспортного средства ввели специальную 13-ю позицию, в которой этот класс указывается.
До вступления в силу этого регламента такие понятия, как "Евро-1", "Евро-2", "Евро-3", "Евро-4", серьезных влияний на рынок не оказывали. Сложности испытывали только автолюбители, выезжающие на своих машинах за рубеж: при пересечении границы класс экологичности играл значительную роль в бюджете поездки.
Старые требования - в прошлый век
Международные требования внедряются и на наш рынок. И сейчас те самые "Евро-1", "Евро-2", "Евро-3" - уже реальность. Причем с нового года "Евро-1" и "Евро-2" станут для нас прошлым веком.
Действие этого регламента автопроизводители и автопродавцы ощутили на себе в прошлом году, когда запретили производство и ввоз автомобилей классом ниже "Евро-2". Шуму было много. Но реально пострадали только те, кто ожидал бесплатных машин через систему социального страхования. Не стало в стране дешевых машин: завод малолитражных автомобилей предпочел снять с производства "Оку", чем ее модернизировать. Пострадали и те, кто ввозит раритетные машины: поставить их на учет в ГИБДД практически невозможно.
Теперь очередь дошла до "Евро-3". И снова предновогодняя паника. Уже сейчас дилеры отказываются брать на реализацию автомобили "Евро-2". Они опасаются, что продать их уже не смогут. Покупатели же опасаются того, что, купив такой товар, не смогут потом поставить его на учет.
Все зависит от таможни
Бояться не надо. Все автомобили, которые были выпущены в обращение до 31 декабря этого года включительно, имеют право на жизнь. Их можно продавать, ставить на учет в ГИБДД... Но есть одно немаловажное примечание: выпущенным в обращение автомобиль считается не тогда, когда прибыл в страну, а после того, как получил паспорт транспортного средства (ПТС). Это тот документ, который и допускает машину к участию в дорожном движении.
- Предположим, машина ввезена 25 декабря этого года, - поясняет заместитель начальника отдела Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Сергей Фомочкин, - а ПТС на нее таможня оформила 8 января. Такую машину мы ставить на учет не будем. Почему? Потому что ввоз на территорию России еще не означает выпуск в обращение. Ввезенная машина находится под таможенным контролем и на таможенном складе, а таможенный склад не рассматривается как территория Российской Федерации. Это все должны понимать.
Дилерам тоже бояться нечего. Они ведь продают машины с уже оформленными ПТС. Никто не запрещает продажу автомобилей с более низким экологическим классом, если она произведена, ввезена и оформлена до 31 декабря 2007 года. Если паспорт оформлен в 2007 году и ранее, в регистрации таких автомобилей ГИБДД не откажет. Единственное, чего надо опасаться тем, кто ввозит автомобили, - это сроков оформления документов на таможне.
Автопром почти готов
К введению "Евро-3" в России производители свою продукцию подготовили. Правда, не совсем понятно, как покупатель отреагирует на эти новшества. Главный козырь отечественного автопрома - сравнительно низкая цена. Однако очередное требование законодательства влечет за собой увеличение стоимости автомобилей и увеличение стоимости его обслуживания.
Первым отчитался АвтоВАЗ. Еще в начале октября этого года автомобили LADA прошли российскую сертификацию на соответствие стандарту "Евро-3". Новые автомобили производства ВАЗ получат модернизированный контроллер электронной системы управления двигателем, второй датчик кислорода. Все автомобили LADA нового поколения будут оснащаться даже новой пробкой бензобака, которая обеспечивает высокую герметичность, имеет предохранительный клапан, защищающий топливную систему от разрушения из-за высокого давления, и снабжена специальным креплением к кузову. Такую пробку невозможно потерять или забыть на заправке. Модернизируют даже "классику" и LADA 4х4. Но стоимость ВАЗовской продукции увеличится от 2500 до 6500 тысяч рублей.
Представители УАЗа также рапортуют о готовности к новым стандартам. Они даже знакомую всем "буханку" довели до "Евро-3". Но опять - стоимость продукции увеличится от 5 до 20 тысяч рублей в зависимости от модели и комплектации.
Ford и GM в один голос заявляют, что их автомобили, производящиеся на территории России, а также стран ближнего зарубежья, соответствуют новым требованиям. Причем GM уверяет, что не будет никаких проблем даже с полюбившимися россиянам Aveo и Lacetti.
"ТАГАЗ" также сообщает, что все корейские автомобили, которые они производят, то есть Hyundai в большинстве вариаций, соответствуют "Евро-3".
Nissan честно признается, что некоторые модели, которые он производит, соответствуют классу "Евро-2". Они менее требовательны к топливу, которое иногда у нас, случается, не самого лучшего качества. Но с 1 января на российский рынок будут поступать модели, только соответствующие "Евро-3".
Кто определяет?
Таможенные органы указывают в ПТС экологический класс автомобилей, ввозимых на территорию России, на основании баз данных Ростехрегулирования, формируемых по результатам сертификации конкретных авто.
Если автомобиля нет в базе данных (это особенно актуально для "праворуких" машин) или в том случае, если автовладелец не согласен с присвоенным его транспортному средству классом, закон предусматривает следующий механизм. Владелец обращается в один из органов сертификации, уполномоченный Ростехрегулированием, хлопочет о сертификате соответствия транспортного средства и уже с этим документом получает на таможне паспорт транспортного средства с указанием экологического класса.
Адреса всех сертификационных органов можно найти на сайте Ростехрегулирования. Ознакомиться с тем, к какому классу относится ваш автомобиль, можно на этом же сайте или на сайте Федеральной таможенной службы.
Кстати, эта база регулярно обновляется. Каждая новая машина, получившая сертификат соответствия, в нее добавляется. Так что следующему счастливому обладателю редкого транспортного средства не придется бегать по органам сертификации.