21.12.2007 03:00
Рубрика: Нефть и газ

Бензин из прошедшего времени

С начала года, похоже, на голодном пайке окажутся российские владельцы новых автомобилей. Согласно техническому регламенту "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ", с 1 января 2008 года автопроизводителям страны и дилерам запрещено выпускать в обращение автомобильную технику ниже третьего экологического класса.

Прогресс? Совершенствуемся? Догоняем Европу? Нет, опять делаем все по-своему и вместо того, чтобы стало "как лучше", у нас все опять может получиться "как всегда".

Купив современный автомобиль, причем не важно иномарка это, отечественная легковушка или "КамАЗ", россияне рискуют столкнуться с проблемой топлива для своего железного друга. Не секрет, что сегодня заправка на отечественных АЗС даже в столичных регионах очень похожа если и не на игру в русскую рулетку, то уж точно на лотерею с совершенно непредсказуемым результатом. Неизвестно, что за жидкость окажется в баке вашего автомобиля и как долго при ее использовании проживут внутренности дорогостоящей топливной системы. Засилье суррогатного бензина и плохой солярки в России превосходит все мыслимые пределы, и тенденции к его сокращению пока не наблюдается.

Сегодня в России невыгодно производить и продавать хорошее топливо. Акцизы на высококачественное горючее значительно выше, чем на низкопробное. И продавцу-посреднику намного выгоднее закупать именно второе и путем химических манипуляций превращать его в "дорогое" высокооктановое. Остальные негативные химические качества, влияющие на выбросы, при этом, в отличие от цены, не меняются.

Все попытки проконтролировать продавцов в таких условиях бесполезны. Даже в Москве, где к экологии относятся достаточно серьезно, где принят отдельный Закон "Об ответственности за реализацию моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям", около трети автозаправок отравляют воздух, продавая некачественную горючку. Именно так выглядят результаты проверок АЗС инспекторами столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды. И с этим трудно не согласиться, поскольку статистика утверждает, что на нашем рынке бензина А-80 производится больше, чем потребляется, а АИ-95, наоборот, потребляется больше, чем реально есть на рынке.

В качестве других экономических причин следует отметить проблемы нефтепеработчиков. Строительство новых и переоборудование действующих НПЗ - дело весьма затратное. Препятствия на этом пути создаются таможенными пошлинами на ввоз технологического оборудования, аналоги которого не производятся в РФ, отсутствием льгот на прибыль на суммы капитальных вложений производственного назначения, разрешения учитывать переоценку стоимости основных средств для целей налогообложения. Поэтому наши богатейшие нефтяные предприятия, за исключением лидеров вроде "ЛУКОЙЛа" и "Роснефти", отнюдь не стремятся развивать производство высококачественного топлива и ГСМ.

Нормализовать ситуацию должно было утверждение правительством РФ еще в середине текущего года технического регламента "О требованиях к бензинам, дизельному топливу и отдельным горюче-смазочным материалам". Согласно предложениям его разработчиков уже с января 2008 года страна (за исключением сельскохозяйственной и военной техники) должна была перейти на качественный бензин и дизельное топливо. Однако этого не произошло. Крайне важный закон в результате бесконечных блужданий по правительственным кабинетам, череды согласований, возвращения на доработку и, видимо, негласного, но весьма мощного сопротивления утвержден так и не был. В результате принятие Россией европейских экологических стандартов, безусловно, требующее синхронизации процессов, происходящих в автомобилестроении и нефтепереработке, многие называют сегодня не более чем фикцией.

Складывается впечатление, что мы вновь пытаемся перескочить пропасть в два прыжка.