22.12.2007 06:00

Российский Детройт

Владимир Путин открыл завод "Тойота"
Вчера президент Владимир Путин дал старт превращению города на Неве в автомобильную Мекку России.

Повышение ввозных таможенных пошлин на импортные автомобили заставило иностранных производителей вкладывать средства в строительство собственных сборочных производств на территории нашей страны. Первой ласточкой стал американский Ford, построивший завод под Петербургом во Всеволожске. Вслед за ним на Северо-Запад России потянулись и многие другие автопроизводители.

Два года назад Владимир Путин участвовал в закладке первого камня в фундамент завода японской компании Toyota в пригороде Петербурга - Шушарах. Вчера же глава государства снова приехал на это место, но на сей раз для открытия предприятия.

"Два года назад мы были здесь в чистом поле, - вспоминал Путин, встречаясь с руководством Toyota. - Откровенно говоря, не верилось, что через два года заработает предприятие". Однако 5 миллиардов рублей японских инвестиций, российские инженерные и строительные умы и еще, наверное, японский менталитет сделали свое дело в достаточно короткие сроки. В то время как Toyota запустила свое производство, буквально в нескольких километрах строятся цеха других автопроизводителей. GM, Nissan, Suzuki и Hyundai тоже выбрали в качестве площадки Санкт-Петербург.

Владимир Путин уверен - иностранные партнеры не ошиблись, обратив внимание на российский рынок. "Это очень важный проект не только для Петербурга и Северо-Запада, но и для всей России, потому что это первый шаг к организации полного технологического производства автомобилей в России". Уже к 2010 году, приводил президент расчеты, за счет иностранных инвестиций в нашей стране будет производиться 300 тысяч автомобилей, а к 2011-2012 годам показатель достигнет и одного миллиона.

Российский лидер в связи с этим постарался заверить японских партнеров, что их производствам не придется работать вхолостую. "Граждане России покупают 2 миллиона машин в год", - подчеркнул Путин. Это больше, чем в Индии, где и население превышает наше. И рост доходов российского гражданина продолжается, намекнул Путин на еще большие перспективы.

Завод Toyota в России, отмечали на встрече, - это еще и подтверждение устойчивого и позитивного развития российско-японских отношений. "Я знаю, как тесно работает крупный бизнес (Японии. - Прим. "РГ".) с правительством страны, и без поддержки японского правительства этот проект был бы невозможен", - отметил Владимир Путин.

С японской стороны за столом присутствовали лица, которые раньше приложили немало усилий для сближения России и Японии. Например, друг российского лидера, бывший премьер-министр Японии Иосиро Мори. А бывшему президенту Toyota Хироси Окуда, наоборот, предстоит заняться российским направлением. Он сообщил, что по возрасту был вынужден уйти из автоконцерна, но отдохнуть ему не дали, назначив советником премьер-министра. Одним из направлений работы советника будет развитие отношений с Россией. "Я тоже решил уйти в отставку, - улыбнулся на это Владимир Путин. - И меня тоже все норовят куда-то назначить. Так что придется поработать".

Покупать первые российские Toyota Camry граждане смогут через три месяца. Правда, далеко не факт, что цена будет существенно отличаться от привозных машин. Пока автомобили охотно раскупаются и люди стоят в очередях по 3-4 месяца, производителям нет смысла делать скидки.

Владимиру Путину показали плод труда завода - вчера с конвейера, работающего в тестовом режиме, сошла первая Camry. У которой, впрочем, сразу же нашелся покупатель. Стать "счастливым обладателем" автомобиля вызвался глава Сбербанка Герман Греф. Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко на это заметила, что у Грефа теперь зарплата большая и он может себе это позволить. Бывший глава минэкономразвития присутствовал на церемонии торжественного открытия завода, которая прошла до приезда Владимира Путина. Причем сидел он в центре своеобразного президиума вместе со своей преемницей Эльвирой Набиуллиной - на правах одного из первопроходцев в нелегком деле заманивания иностранных автокомпаний в Россию.

Владимир Путин вчера также присутствовал на открытии строительства проекта Магнитогорского металлургического комбината по производству автокомпонентов. Возведение в два этапа сервисного металлоцентра и штамповочного завода позволит обеспечить питерские автомобильные заводы необходимыми для сборки автомобилей деталями. "Россия через два-три года подойдет к такому состоянию, когда экономически целесообразно будет производить компоненты на территории России", - подчеркнул российский лидер на церемонии закладки первого камня. Собственно, в эти сроки ММК и планирует запустить первую очередь своего нового производства.

Иномарка с русским акцентом

Открывшаяся вчера в Санкт-Петербурге промышленная сборка "Тойоты-Камри" - уже не первое производство иномарок в России.

Всего, по сообщению главы минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, правительство подписало соглашения с 22 зарубежными компаниями и четыре соглашения - по производству автокомплектующих.

Напомним, что постановление о промышленной сборке в России иностранных автомобилей правительство приняло весной 2005 года. Документ дал возможность компаниям, занятым в этом бизнесе, ввозить на территорию нашей страны импортные комплектующие не по 15-процентной ставке, а либо за три процента, либо вообще бесплатно. Выгодно это оказалось и иностранцам, поскольку рабочая сила у нас недорогая и квалифицированная, а рынок - безбрежный. С 10 ноября 2007 года минэкономразвития прекратило подписывать инвестсоглашения о промсборке.

Сейчас во Всеволожске уже собирается "Форд-Фокус", в Калининграде - "Шевроле-Лачетти" и "Авео", BMV-X5, "КИА-Соренто" и "Спортидж", на автообъединении "Северсталь" - корейская "Санг-Енг", в Москве - "Рено-Логан", в Таганроге - "Хендэ", в Ижевске - "КИА- Спектра" и т.д. Вчера в их компанию влилась питерская "Тойота". А в ближайшие 2-3 года в пригородах Петербурга также планируется открыть сборочные заводы американской "Дженерал моторс", японских "Ниссан" и "Сузуки" и южнокорейской "Хендэ". Их совокупная мощность, по прогнозу заместителя председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга Сергея Фивейского, через 5 лет может достичь 1 миллиона автомобилей в год.

Таким образом, опасения директора департамента макроэкономического прогнозирования минэкономразвития Андрея Клепача, что отечественные бренды постепенно могут быть вытеснены с нашего рынка иномарками, о которых во вчерашнем номере писала "РГ", еще больше приблизились к реальности. Это подтверждают и данные, опубликованные Комитетом автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (AEB). В них, в частности, говорится, что на начало декабря в России было продано 1 467 453 машины. Объем продаж иномарок только в ноябре превысил 160 тысяч автомобилей. По сравнению с ноябрем 2006-го прирост составил 58 процентов. А за 11 месяцев общий рост реализации автомобилей иностранных брендов в нашей стране по сравнению с 11 месяцами прошлого года достиг 63 процентов. Примечательно еще и то, что год назад этот показатель также составил 63 процента по сравнению с продажами 11 месяцев 2005 года. Так что спасти российский автопром, похоже, может только развитие производства автокомпонентов в рамках автомобильных кластеров. И благо для нее, что сейчас уже существует около 80 таких проектов.

Справка "РГ"

Автомобильная корпорация "Тойота" основана в 1937 году. Она является не только крупнейшей в Японии, но и одним из мировых лидеров. В этом году продала по всему миру свыше семи миллионов автомобилей, отстав от "Дженерал моторс" лишь на 10 тысяч машин, в том числе только в первом полугодии в России - больше 72 тысяч. Не последнюю роль в этом сыграло то, что в конце 50-х годов "Тойота" внедрила производственную систему "точно вовремя", предусматривающую поставку деталей строго ко времени, когда в них возникнет необходимость. Это позволило уменьшить объем незавершенного производства и сократить затраты на складское хранение. Теперь ее структура насчитывает 12 заводов в Японии и 53 - в 26 странах мира, которые выпускают 15 машин в минуту. А к 2010 году "Тойота" собирается открыть еще около 10 новых заводов.