Глава "Автотора" Щербаков применил китайский подход

Председатель совета директоров калининградского автосборочного предприятия "Автотор" Владимир Щербаков заявил о намерении перенести реализацию проекта крупноузловой автосборки китайских автомобилей из российского анклава в Казахстан.

Возможностью осуществления такого плана бизнесмен поделился на пресс-конференции "Итоги и основные особенности развития автопрома России в 2007 году", которая состоялась 20 декабря в агентстве "Интерфакс". "Если мы не построим завод в Калининграде, то мы сделаем это в Казахстане и будем ввозить беспошлинно автомобили в Россию", - сказал Щербаков в интервью RBK Daily.

Между тем такие планы не соответствуют правительственной концепции развития автопрома. Беспошлинный ввоз иномарок на российскую таможенную территорию запрещен. Исключение распространяется лишь на импорт машинокомплектов, ввозимых ЗАО "Автотор", которое обладает статусом резидента калининградской Особой экономической зоны.

Калининградское предприятие производит в режиме крупноузловой сборки более ста тысяч автомобилей в год. В модельном ряде "Автотора" присутствуют такие бренды, как BMW, KIA, GM, а также китайская Chery.

Пользуясь исключительными преференциями, дающими возможность таможенных и налоговых льгот, руководство ЗАО "Автотор" еще в прошлом году заявило о намерении совместно с китайскими партнерами построить новый завод с проектной мощностью около 200 тысяч автомобилей в год. Однако этот масштабный план по совместному с китайцами освоению российского внутреннего рынка не нашел поддержки в правительстве РФ. Как чиновники, так и эксперты не раз отмечали, что экспансия дешевых китайских машин может усугубить и без того сложную ситуацию в отечественном автопроме, и в частности на АвтоВАЗе.

Примечательно, что ЗАО "Автотор" пока остается единственным автосборщиком, не обремененным обязательствами по локализации производства, которые
предусмотрены правительственным постановлением № 166 О промсборке. Если все остальные отечественные автопроизводители выпускают продукцию с при-
менением полного промышленного цикла, включая сварку и окраску кузовов, то в Калининграде обходятся отверточной сборкой уже готовых машинокомплектов.

Очевидно, что такое послабление одному отдельно взятому предприятию очень заинтересовало китайских производителей автомобилей. Ведь они не первый
год вынашивают планы по экспансии на российский рынок и расширению на нем своего присутствия. Игра стоит свеч и для руководства ЗАО "Автотор", ко-
торое решилось в почти ультимативной форме заявить о запасном варианте действий на случай отказа правительства поддержать совместный с китайцами авто-сборочный проект.

Возможно, расчет на то, что предупреждение об уводе бизнеса из Калининградской области в Казахстан переломит ситуацию.

Заявление о возможном демарше бьет и по усилиям команды губернатора Георгия Бооса, который неустанно призывает инвесторов работать в регионе. А разговоры о том, что производители предпочитают условиям анклава казахстанские степи, вряд ли поспособствуют улучшению инвестиционного климата. Впрочем, глава ЗАО "Автотор" Владимир Щербаков уже не в первый раз предпринимает резкие шаги для продвижения интересов своего бизнеса.

Эксперты связывают заявление Щербакова о возможном выводе активов в Казахстан с планами правительства РФ ограничить беспошлинный ввоз импортных
машинокомплектов для ЗАО "Автотор" 10 тысячами единиц в год. По сведениям газеты "Ведомости", соответствующий проект постановления, подготовленный
минэкономразвития, уже прошел согласования в ведомствах и направлен в правительство.

Однако документ, направленный на выравнивание конкурентных условий в отрасли и защиту интересов отечественного автопрома, вызывает негативную реакцию у владельцев "Автотора". Доходит до того, что руководство калининградского предприятия переходит на почти ультимативный тон. Так, в письме, направленном на имя первого вице-премьера Сергея Иванова, председатель совета директоров ЗАО "Автотор" Владимир Щербаков сообщает о том, каков будет ответ бизнеса в случае принятия указанного проекта правительственного постановления:

"Профсоюзы автостроителей, портовиков, железнодорожников и ряд других уже неоднократно пытались выйти на демонстрации против правительства РФ…
Вместе с членами семей они составляют свыше 10 процентов избирателей в Калининградской области", - подчеркивается в письме.

Использование такой риторики, особенно с упором на грядущие выборы, вызывает недоумение. Похоже, что Владимир Щербаков ради сохранения льгот для своего предприятия решился пойти на серьезный конфликт с властью, забыв о том, что деструктивная позиция еще никогда не способствовала успехам в бизнесе.