Администрация Советского округа выступила с инициативой переименовать улицу 20-го Партсъезда. В качестве нового названия предлагается имя Героя России Олега Охрименко, погибшего шесть лет назад.
Двадцативосьмилетний капитан милиции накрыл собой гранату, брошенную преступником в час пик на остановке. Погибнув сам, он спас жизни десятков омичей. На ближайшем заседании топонимической комиссии предложение дать имя Олега Охрименко одной из омских улиц будет рассмотрено, и, возможно, на карте мегаполиса появится еще одно имя героя.
Сегодня в Омске насчитывается около полутора тысяч улиц. И это не предел. Город прирастает новыми микрорайонами, а вместе с ними и новыми проспектами и переулками, которым необходимы названия.
По словам специалистов-топонимиков, механизм наименования улиц непрост. Ведь на них жить не одному поколению горожан. К тому же от того, насколько гармоничны и уместны эти названия, зависит имидж мегаполиса.
Первыми варианты названий для улицы сочиняют специалисты окружной администрации. После чего их предлагают на суд местных жителей. В процессе обсуждения в КТОСах и на общих собраниях у жильцов могут появиться собственные версии будущего названия. Впрочем, далеко не всегда они устраивают специалистов. Так или иначе, но выбор наиболее приемлемого варианта - за топонимической комиссией. В ее составе - известные и авторитетные омичи. Например, художник Георгий Кичигин, председатель общества коренных омичей Владимир Селюк, директор краеведческого музея Петр Вибе, представители горсовета Александр Тарасов и Галина Горст, директор департамента архитектуры Анатолий Тиль и другие.
Впрочем, последнее слово остается за депутатским корпусом городской думы. Как правило, народные избранники прислушиваются к мнению топонимической комиссии. Но бывают и исключения. Например, не так давно депутаты наотрез отказались присваивать улицам микрорайона в Амурском поселке названия, придуманные горожанами и одобренные топонимической комиссией. Поэтому вместо Первой, Второй и Третьей Лазурной они получат имена таких известных омичей, как профессора Омской медакадемии Леонида Полуэктова, олимпийского чемпиона Геннадия Комнатова и почетного гражданина Омска, генерал-лейтенанта милиции Евгения Стороженко.
В минувшем году омские улицы получили также имена поэта Вяткина, Героя Советского Союза Кузьмина, основательницы Омского хора Калугиной, профессора аграрного университета Драверта. Фамилией его коллеги Кохомского назван проезд, аллея получила имя преподавателя того же вуза Портянко.
Немало среди новых названий улиц и таких, которые к истории города не имеют никакого отношения. Зато они приятно ласкают слух обывателя. Например, в поселке Большие Поля, получившем в прошлом году городской статус, по инициативе жителей появились улицы Родная, Тенистая, Мирная, Тополиная, Рябиновая. В поселке Загородном теперь есть Кедровая и Кленовая, в Береговом - Осенняя. Прямо как в известной песне Юрия Антонова.
Но, по мнению председателя топонимической комиссии Юрия Глебова, это далеко не самые лучшие названия:
- Они не несут никакой смыс-ловой нагрузки, а порой и совершенно неуместны. Например, при всем желании на Кедровой не найти ни одного кедра, а на Рябиновой если и растут рябины, то не в том количестве, какое предполагает это название.
Впрочем, горожане в этом не видят большой беды, ведь деревья можно посадить. Не успеешь оглянуться, они подрастут, и улицы будут полностью соответствовать своим названиям.
- Я живу в районе с очень однообразными названиями улиц, - признается руководитель Омского клуба пушкинистов Надежда Толмачева. - Иванова, Крылова, Маркова, Серова, Ильичева. Очень скучно в таком окружении. И это при том, какие прекрасные возможности дает нам история и великий русский язык. Иногда по-хорошему завидую москвичам, живущим на Полянке, Охотном ряду, Цветном бульваре, Марьиной роще. Конечно, никто не против, чтобы улицы называли именами героев, но мне кажется, во всем, в том числе и в топонимике, должна присутствовать гармония.
Сегодня почти каждая четвертая Омская улица носит имя той или иной известной личности, хотя далеко не все фамилии благозвучны, например Тытарь, Халтурин, Товстухо. Тем не менее, по мнению Юрия Глебова, такой вариант названия городских объектов - самый оптимальный:
- Не зря нас, русских, называют Иванами, не помнящими родства. Мы с легкостью забываем тех, кому обязаны процветанием и успехами. С появлением достойных имен на карте города можно надеяться, что история сохранится в памяти омичей.
Начиная с этого года подобный принцип именования новых улиц станет основным. Специалисты департамента культуры в помощь топонимической комиссии сегодня готовят список известных людей, в свое время прославивших регион и страну. А чтобы омичи знали, кому именно они обязаны адресом, решено устанавливать стенды с краткой биографией героя. Это поможет впредь избежать конфликтов, подобных тому, какой в прошлом году разгорелся вокруг названия улицы Нобелевский тупик. Депутатам горсовета оно показалось не совсем уместным. Чтобы отстоять старое название, пришлось подключаться специалистам топонимической комиссии. Оказывается, родственники известного изобретателя Альфреда Нобеля материально помогали строительству Транссиба, участок которого, как известно, проходит через Омск. Чтобы увековечить этот факт, в свое время и было принято решение дать имя Нобеля одному из железнодорожных тупиков, предназначенных для отстоя вагонов.
Так или иначе, но, похоже, самобытных названий, которые так нравятся омичам, на фасадных аншлагах теперь будет все меньше. Зато не исключено, что через несколько лет перечень омских улиц станет напоминать телефонный справочник.
Кстати
На карте Омска присутствует немало забавных, а порой и нелепых названий улиц. Например, Безымянная, Правый берег Иртыша, РВ-49 или Остановочный пункт 2717 км. Центральные магистрали города пересекают двадцать пять улиц Амурских, тридцать четыре Рабочих и тридцать шесть Северных.
Впрочем, есть и другие примеры. Определенно повезло омичам, живущим на улице Успешной или Веселом переулке. Наверное, жизнь на Материальной помогает ее обитателям оставаться в стороне от экономических кризисов. Зато горожанам, имеющим прописку в Рабочем тупике или Глухом переулке, уж точно не позавидуешь.