Омские таксисты завышают цены и не хотят устанавливать счетчики

Сегодня в областном центре работает около пяти тысяч легковых такси и еще почти три тысячи маршрутных. Ни в одной машине нет кассового аппарата, что ставит пассажира в бесправное положение.

Удовольствие прокатиться с ветерком на такси знакомо едва ли не каждому. Но вряд ли найдется хотя бы один омич, который, оплатив проезд, получил бы от водителя чек. А между тем Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники" недвусмысленно говорит - в каждом такси должен быть счетчик. С юридических позиций расчет за проезд ничем не отличается от оплаты любой другой услуги или товара. Логика законодателя в данном случае проста - если продавец в магазине выдает покупателю чек, то почему частный извозчик не должен этого делать?

На первый взгляд, требование выглядит формальным, однако на деле позволяет защитить права потребителя. Например, пассажир убежден, что таксист обсчитал его рублей на двадцать. Доказать обман позволил бы чек, в котором автоматически распечатываются километраж, тариф и общая стоимость проезда. Сегодня же пассажиры вынуждены верить извозчикам на слово, которое не всегда бывает честным.

Цена проезда в такси, по сути, взята с потолка. В последний раз тариф на услуги частного извоза был утвержден в Омской области еще в 2002 году на уровне пяти рублей за километр пути. Минимальная стоимость проезда не должна была превышать пятидесяти рублей. Сегодня практически все омские такси требуют с пассажиров по семь рублей за километр. А "минималка" на днях взлетела с восьмидесяти до ста рублей.

При этом ни одна из городских служб такси - а их в областном центре более тридцати - не обращалась в региональную энергетическую комиссию с предложением пересмотреть установленный ранее тариф. Получается, что извозчики завышают цены, но доказать это без чека опять же проблематично. Отдельная тема - новогодние тарифы. В праздничные дни службы такси установили неприлично высокую стоимость проезда, порой в два раза превышающую обычную. Разумеется, никаких законных оснований для этого предприниматели не имели.

Автомобили с шашечками стали территорией, на которой все расчеты проводятся исключительно "черным налом". Ни о какой финансовой прозрачности для контролирующих органов в такой ситуации и речи быть не может. Это хорошо понимают и в ФНС. Периодически налоговые инспекторы проводят "ловлю на живца". В качестве приманки - сами инспекторы. Как обычные пассажиры, они вызывают такси, рассчитываются за проезд, и только здесь водитель понимает, что вместо прибыли он получит штраф. Отсутствие кассового аппарата - административное правонарушение, и обходится оно индивидуальному предпринимателю в 3-4 тысячи рублей, юридическому лицу - в десять раз дороже. Но чаще всего оказывается, что пойманный за руку таксист вообще не зарегистрирован в качестве бизнесмена, а значит, и штрафовать некого.

- В этом случае привлекаем его к ответственности за предпринимательскую деятельность без госрегистрации, - говорит главный государственный налоговый инспектор отдела оперативного контроля Управления ФНС России по Омской области Сергей Лотов.- Кроме того, зарабатывая частным извозом нелегально, владелец авто и налогов не платит, а это еще более серьезное нарушение закона.

За год инспекторы провели около сорока рейдов, "попадание в десятку" почти стопроцентное. Такси, оборудованные счетчиками, удалось найти лишь в Таре. Выходит, райцентр в вопросе частного извоза более продвинут, чем миллионный Омск.

Конечно, сорок оштрафованных таксистов - капля в море. Но проверить всех сразу нескольким десяткам налоговиков не под силу. К тому же в ходе рейда инспекторы оплачивают контрольный проезд из собственного кармана - казенные средства на эти цели почему-то не предусмотрены. Так можно всю зарплату прокатать. Приходится оперативникам применять военную хитрость - совмещать поездку по личным нуждам с проверкой соблюдения таксистами действующего законодательства.

Впрочем, все усилия контролирующих органов пока не приносят ощутимого результата. По словам самих таксистов, им выгоднее заплатить три тысячи рублей штрафа, чем за двенадцать тысяч покупать кассовый аппарат, да еще ежемесячно оплачивать его сервисное обслуживание. Не скрывают и того, что при расчете "на глаз" в их карманы больше перепадает.

К владельцам фирм, под вывесками которых работают извозчики, вообще нельзя придраться. Они лишь принимают заказы от пассажиров и сообщают о них водителям. За это таксист делится с диспетчерской службой частью прибыли. Все в доле, но за качество обслуживания никто ответственности не несет.

Игнорируют кассовые аппараты и в маршрутках. В "Газели" водителю отбивать чек не только невыгодно, но и не с руки. И без того маршрутчику приходится в одиночку совершать сразу несколько операций - управлять машиной, принимать деньги от пассажиров… Если еще одну прибавить, придется ездить с кондуктором. Но делиться с ним прибылью жалко. Вот и хитрят водители "Газелей", вывешивая в салоне для вида несколько автобусных талончиков, которые по закону могут заменять кассовый чек.

Билетики все равно никто не берет, а зря. В конфликтной ситуации этот листок бумаги поможет пассажиру отстоять свои права.

Мнение

Людмила Королькова, председатель Областного общества защиты прав потребителей: 

- Из восемнадцати с половиной тысяч жалоб, поступивших к нам в минувшем году, нет ни одной на отсутствие в такси контрольно-кассовой техники. Претензии в основном связаны с низкой культурой обслуживания - например, водитель курит в салоне или слушает неприличную музыку. Судя по всему, омичи просто не знают, что таксист обязан выдать чек. Наше общество намерено в ближайшее время провести опрос населения по этому вопросу. Следует заметить, что требование установить во всех такси контрольно-кассовую технику является палкой о двух концах. С одной стороны, наличие чека позволяет защитить права потребителя. С другой - влечет дополнительные издержки для перевозчиков, которые они будут покрывать, разумеется, за счет пассажиров. А значит - возрастет и без того высокий тариф на частный извоз. Таксисту выгоднее заплатить штраф, чем покупать кассовый аппарат за 12 тысяч рублей.