В Екатеринбурге предлагают разрешить водителям правый поворот на красный свет
Проект использования в Екатеринбурге "умных" светофоров, предложенный итальянскими специалистами, победил в конкурсе методов оптимизации движения транспорта в областном центре.
Постепенное внедрение светофоров с электронными датчиками слежения за транспортными потоками начнется с февраля. Но журналисты "РГ" предлагают пойти еще дальше - разрешить ездить на "красный" при повороте направо.
О проекте, который итальянцы презентовали екатеринбуржцам, мы рассказывали в одном из августовских выпусков "Урал". Помочь в решении проблемы автомобильных заторов в бурно развивающемся уральском мегаполисе попросили представители екатеринбургской мэрии, когда два года назад обсуждали в Италии перспективы сотрудничества Екатеринбурга и Генуи. Проблема и впрямь зашла далеко: четвертый в России по количеству автомобилей на душу населения город с трудом пропускает через свои улицы потоки транспорта. Автопарк растет невиданными темпами - до 100 тысяч машин в год, и к 2025-му, по подсчетам местных экспертов, областному центру грозит транспортный коллапс.
Разумеется, в мэрии есть план выхода из положения, связанный с развитием пассажирского электротранспорта, метро, строительством объездных магистралей, развязок, в том числе многоуровневых, обсуждается возможность запрета (или ограничения) на въезд частного транспорта в центральную часть города и так далее. Активно применяется практика расширения проезжей части возле светофоров, что позволяет задействовать для движения еще одну полосу и помогает разгружать напряженные участки.
Но при этом самым слабым звеном остаются светофоры. Работают они по старинке: инспекторы ДПС выезжают на улицы и по рации сообщают диспетчеру автоматизированной системы управления движением (АСУД) ГИБДД, где возникли заторы. Диспетчер переключает светофоры на другой режим и пытается "разрулить" пробки. Как полагают автомобилисты и руководители госавтоинспекции, это помогает мало. Главным образом потому, что действия диспетчера запаздывают и почти бесполезны, поскольку он работает вслепую: нет у него перед глазами общей картины дорожной ситуации в городе.
На это обратили внимание специалисты с Апеннин, в том числе эксперты в области электронных технологий, которые в течение года изучали интенсивность движения транспорта в Екатеринбурге, проблемные участки, режим работы светофоров и служб, управляющих транспортными потоками. Итальянцы пришли к выводу, что Екатеринбург окончательно "закупорится" не к 2025 году, как предполагалось, а на десять лет раньше. Проект оптимизации движения, предложенный иностранными партнерами, предполагает, кроме введения зон ограниченного движения для личного транспорта в центре города, рационального расположения стоянок и парковок, корректировки маршрутов общественного транспорта, перераспределения транспортных потоков, еще и внедрение электронных систем слежения. Датчики будут выбирать оптимальный режим регулирования на всех перекрестках в зависимости от напряженности на других участках. Одно это нововведение, по заверениям авторов проекта, увеличит скорость прохождения машин на 20 процентов, что уже проверено на улицах Милана, Генуи и других итальянских городов. Как сообщил "РГ" вице-мэр Екатеринбурга Александр Ляшенко, электронные датчики слежения и регулирования появятся на 130 самых загруженных перекрестках, а затем и на всех остальных. Это должно произойти в нынешнем году, ради чего в бюджет заложили около 150 миллионов рублей. Проект будет внедряться поэтапно примерно пять лет.
В мэрии говорят, что готовы выслушать и мнения горожан, которые помогли бы облегчить ситуацию с транспортными заторами. Мы решили воспользоваться предложением: почему бы не разрешить проезд на красный сигнал светофора при повороте направо? Такое правило существует в странах Европы, а недавно в качестве эксперимента введено во Львове. Там на 18 перекрестках перед светофорами вывесили таблички: "Внимание, эксперимент!" и разрешили выполнять правый поворот при красном сигнале светофора. Разумеется, пропустив пешеходов и транспорт с иных направлений. Как утверждают в львовской ратуше, результаты обнадеживают, и разрешение проезжать на "красный" предполагается ввести официально. Давайте воспользуемся полезным опытом! Тем более что проезд на "красный" при повороте направо существовал в нашей стране до 60-х годов прошлого века, но был отменен, скорее всего, из-за того, что не было в том острой необходимости. Теперь такая нужда есть.
Евгений Селетков, главный специалист комитета по транспорту и организации дорожного движения администрации Екатеринбурга:
- В нынешних условиях вводить правый поворот на красный свет, по-моему, будет неоправданно. Во-первых, движение настолько интенсивное, что трудно вклиниться в плотный поток с других направлений. А во-вторых, это можно сделать там, где правая полоса достаточно свободна. Например, при четырех полосах движения в одну сторону. У нас даже в центре таких условий нет, поэтому, на мой взгляд, вводить предлагаемое правило преждевременно. Самостоятельно изменить правила дорожного движения мы не вправе, это компетенция власти федерального уровня. Но, если депутаты областной Думы выйдут с таким предложением к коллегам в Госдуме, решение может быть принято.
Сергей Яскевич, начальник отделения организации дорожного движения ОГИБДД УВД Екатеринбурга:
- В США больше автомобилей, чем у нас, и там разрешено поворачивать направо на красный сигнал светофора. Наверное, не случайно. Субъект Федерации вправе внести такое предложение, надо лишь, чтобы оно прозвучало от депутатов областной Думы. А настроить светофоры с учетом разрешения на поворот при "красном" сложности не представляет.
Ринат Садриев, депутат областной Думы:
- Посмотрите, где возникают пробки? Там, где по обочинам припаркованы машины. Проблему надо решать в комплексе: расширять улицы, строить развязки и так далее. А поворот на "красный" это такая мелочь… Хотя надо учитывать и чужой опыт, например, в Пензе отменили желтый сигнал светофора из-за того, что в этом режиме происходит больше всего столкновений. Хорошо бы узнать результаты.