22.01.2008 00:00
Рубрика: ЖКХ

Срезали

В Хабаровске "лежачих полицейских" отправили на склад

В дальневосточной столице в экстренном порядке ликвидируют искусственные дорожные неровности (ИДН). Мощный снегопад, который прошел в Хабаровском крае перед самым Новым годом, продемонстрировал, что зимой так называемые "лежачие полицейские" создают больше проблем, нежели приносят пользы.

 

Это первый опыт работы дорожных служб города с "лежачими полицейскими". Решение об их установке на автотрассах Хабаровска было принято только летом прошлого года. Основная задача - сократить количество пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях и прежде всего уберечь детей. По плану, разработанному краевым управлением ГИБДД, большую часть "лежачих полицейских" разместили возле образовательных учреждений: школ, гимназий, лицеев, детских домов и интернатов.

Водители отнеслись к появлению искусственных препятствий крайне негативно.

- Мне бухгалтерия ремонт подвески не оплачивает, - негодует Алексей Клевцов, который совсем недавно приобрел новенькую "японку", - и не рассказывайте мне, что возле ИДН стоят знаки. На знаке указано ограничение, допустим, 60 или 40 километров в час, а реально, чтобы проехать "лежачего полицейского" и не повредить машину, нужно скинуть скорость до пяти километров в час. На некоторых участках, где и без того полно пешеходных переходов и светофоров, ИДН просто застопорили движение.

- В Хабаровске нет таких неровностей, которые могли бы повредить подвеску, - не соглашается заместитель начальника отдела дорожной инспекции и организации дорожного движения УГИБДД по Хабаровскому краю Дмитрий Протасов, - просто нужно помнить, что 40 км - это предельно допустимая, а не рекомендованная скорость. Кроме того, помимо ограничивающего знака возле "лежачих полицейских" всегда стоит еще один знак - "искусственное препятствие"

В целом на покупку, доставку и установку "лежащих полицейских" городской бюджет потратил около 2,5 миллиона рублей. Притом что всего приобрели 451 метр искусственных неровностей, выходит, что один метр обошелся Хабаровску более чем в 5,5 тысячи рублей.

- В принципе ИДН можно изготавливать из асфальта, - рассказывает директор муниципального специализированного монтажно-эксплуатационного управления Евгений Тараканов. - Но для этого требуется специальная техника. Искусственные неровности должны иметь строго определенную форму. Рабочим с лопатами и асфальтоукладчиком сделать такое не под силу.

- Решение все-таки уложить ИДН в конце ноября - начале декабря было осмысленным, - объясняет его заместитель начальника управления дорог и внешнего благоустройства Хабаровска Олег Грабков, - нынешняя зима, как и прошлая, бесснежная, а нет снега - нет проблем с ИДН.

Метель, как и любой другой каприз природы, пришла в самый неподходящий момент - в предновогодние дни. Хабаровск занесло, и выяснилось, что "лежачие полицейские" мешают снегоуборочной технике.

- Рассчитывали, что водители грейдеров и бульдозеров будут поднимать отвалы своих машин перед искусственными неровностями, но просчитались,- говорит Евгений Тараканов.

В результате дорожная техника "сковырнула" несколько "лежачих полицейских". Как утверждают в управлении благоустройства, снегоуборочные машины не пострадали, равно как и ИДН получили незначительные повреждения.

Сейчас в Хабаровске опять совсем нет снега, синоптики обещают осадки только в феврале-марте. Однако практически все искусственные неровности уже убрали на склад.

КОММЕНТАРИЙ

Валерий Жарков,

начальник Главного управления благоустройства и озеленения мэрии Новосибирска:

-Да, конечно, дорожные неровности мешают уборке улиц, но работники нашей службы находят способы с этим справляться. Кроме того, в Новосибирске нет "лежачих полицейских" на магистралях, где идет движение общественного транспорта, и они не создают особых помех. Они расположены прежде всего перед детскими садами и школами, и мы считаем, что никакие затраты на содержание этих элементов не могут быть важнее безопасности наших детей. Практика показывает, что дорожные неровности - эффективный метод борьбы с лихачами-водителями, "лежачие полицейские" используются не только в нашей стране, но и в Европе.

Юрий Шевченко,

заместитель начальника ГИБДД Омской области:

- Проблема не в самих искусственных дорожных неровностях. А в том, что часто они не соответствуют ГОСТУ. Жители нередко устанавливают преграды для автомобилей самовольно. Инициаторы рукотворных дорожных ограничений платят деньги строительным бригадам, и те накатывают дополнительный бугор асфальта где попало и как попало. Никаких опознавательных знаков здесь, как правило, не установлено. В результате - потеря управления, травмированные подвески автомобилей, ДТП. Наших инспекторов нередко вызывают к месту подобных происшествий. Потом потерпевшие пытаются через суды взыскать деньги с городской власти, которая обязана следить за состоянием дорог, однако безуспешно. Однако искусственные неровности незаменимы на аварийно-опасных участках у школ, детских садов, стадионов и других мест массового пребывания. Дорожный знак водитель может проигнорировать. А перед преградой автомобилист обязательно сбавит скорость - травмировать свою машину не станет никто. После схода снега мы проведем тщательную ревизию "лежачих полицейских". И добьемся, чтобы все искусственные неровности соответствовали ГОСТУ и правилам дорожной безопасности.

Борис Антипов,

первый заместитель директора МУП "Спецавтотранс" (Иркутск):

- Снегоуборочной технике мешают только самовольно установленные "лежачие полицейские". Они, как правило, слишком высоки, задевая за них, ломаются крепления щеток на снегоуборочных машинах, техника выходит из строя.

Правда, к следующей зиме ситуация изменится. Не согласованные с ГИБДД "лежачие полицейские" будут убраны с городских улиц. Сейчас из более чем 50 искусственных неровностей только 28 зарегистрированы в реестре автоинспекции. Остальные "лежачие полицейские" будут реконструированы.

Ян Протодьяконов,

командир отдельной роты ДПС ГАИ Магадана:

- В Магадане "лежачие полицейские" установлены на самых аварийно-опасных участках города. Когда мы их установили, аварийность там резко снизилась. Осенью мы убираем "лежачих полицейских", просто они мешают работе грейдеров. А потом, зимой, у нас заносит дороги, и в них в принципе нет смысла. По скользким магаданским улицам водители обычно ездят, не превышая скорости. Вновь мы установим "лежачих полицейских", когда растает снег, в мае.

право

Дорожные игры без правил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аббревиатура из трех букв - ИДН, расшифровывается как "искусственная дорожная неровность". Проще говоря - "лежачий полицейский".

 

В подмосковном городе Электросталь ночью случилась крупная кража - на улице Красной был срезан "лежачий полицейский" и угнан асфальтовый каток местного ДРСУ. Каток благодаря оперативно-разыскным мероприятиям был найден, а вот "лежачий полицейский" по-прежнему числится пропавшим.

Украсть ИДН могли как поклонники этого устройства, так и его ярые противники. В числе последних все автомобилисты. И их ряды множатся, так как у нас в стране наступила просто-таки эра "лежачих". Ведь в каждом населенном пункте их становится все больше и больше. Соответственно и вопросы к "полицейскому" растут в геометрической прогрессии.

ИДН изготавливают из резины, устойчивой к механическому вытиранию и воздействию химических элементов, в изобилии присутствующих на наших дорогах в зимнее время. Изделия эти должны быть, как говорят специалисты, "армированы металлокордом для устойчивости к сдвиговым деформациям". Для улучшения сцепления с автомобильными шинами на наружной поверхности должны быть выступы сферической формы. Рисунок же нижней части "полицейского" должен обеспечивать водоотвод. Для лучшей видимости в темное время суток на поверхность наносится специальный световозвращающий материал.

В столице эти "полицейские" изготавливаются в соответствии с ТУ, у которых есть длинный номер, и они согласованы с ГИБДД. Все столичные "лежачие" соответствуют документу под названием "Временные нормы и правила на устройство ИДН". Эти нормы утверждены правительством Москвы. В других регионах - своим местным градоначальством. А еще установка "лежачих полицейских" должна сопровождаться установкой предупреждающих знаков.

Наши "полицейские" бывают разных видов. Стандартная - это ИДН-500. На дорогах, где есть движение общественного транспорта, ставят ИДН-900, обеспечивающую более мягкий проезд неровности.

Для дорог, где нет автобусно-троллейбусного движения, высота "полицейского" должна составлять 10 сантиметров, а длина - четыре метра.

Но это в идеале. В жизни все несколько иначе. Чтобы не тратиться, ИДН можно сделать из подручных средств. А можно и просто из асфальта. Специалисты говорят, что по стране большинство "лежачих полицейских" установлены с нарушениями нормативов. В результарте препятствия для лихачей вызывают нарекания как со стороны автомобилистов, так и со стороны специалистов. Особенно из-за "лежачих полицейских" страдают автомобили с низкой посадкой, автобусы-гармошки и троллейбусы.

Эксперты говорят, что необходима другая схема установки дорожных препятствий. Не так, как сейчас- до и после перехода. Лучше, если искусственная неровность располагается непосредственно по самому пешеходному переходу. Она должна быть шире в 2 раза, но проходить по зебре. Во-первых, на возвышенности водителю издалека видно пешехода. Во-вторых, ИДН раскрашена в зебру, что еще более увеличивает видимость. В-третьих, на таком "лежачем полицейском" не скапливается вода, лужи. Вода стекает, и люди ходят по сухому пешеходному переходу.

Но вопрос, каким быть "полицейским", все равно остается открытым. В нашей стране для них нет единого стандарта. ГОСТ, устанавливающий размеры и правила установки искусственных дорожных неровностей, до сих пор не утвержден. Вместо него действуют рекомендации, а они, естественно, не так строги. В итоге на улицах города все эти устройства получаются разной ширины и высоты.

Опыт

Египетская столица Каир - один из самых запруженных автомобилями городов мира. И здесь для ИДН придумали оригинальное применение - как извлечь из пробок пользу. Изобретатели утверждают, что с помощью "лежачих полицейских" можно вырабатывать электроэнергию. Идея весьма проста: поперек улицы кладется эластичный "лежачий" ,внутри которого находится специальная педаль. Она преобразует давление проезжающей по нему машины в электричество. Первая такая "электростанция" уже установлена на востоке Каира. Ее мощности пока хватает на питание светофоров на ближайшем перекрестке.