22.01.2008 03:00

Встреча авто с гаражом

Пока она состоялась только в городских программах

Сегодня на заседании правительства Москвы обсудят проект городской целевой программы строительства гаражных стоянок в городе на 2008-2010 годы. Естественно, не обойдется без подведения итогов и ее предшественницы - программы на 2005-2007 годы.

 

Итоги, в общем, неплохие. Если в 2005 году в столице добавилось стоянок для авто на 87,9 тысячи машино-мест, то, по предварительным данным, в 2007 году будет введено 120 тысяч машино-мест. Таким образом, обеспеченность москвичей гаражами поднялась с 38 процентов в начале реализации программы до 47 к ее окончанию. То есть Москва в последнее время неуклонно приближается к поставленной цели - 70-процентной обеспеченности автостоянками. Но главное даже в другом. Построив в прошлом году гаражей на 35-40 тысяч машино-мест больше, чем оказался прирост автомобилей, столичные власти в этом году закрепили этот результат, вновь опередив стоянками прибавление в семействе автопарка. Таким образом, подчеркнул в беседе с корреспондентом "РГ" куратор гаражной программы, первый заместитель руководителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Константин Королевский, наконец-то в столице начал сокращаться острый дефицит гаражей и паркингов, накопившийся в течение двух предыдущих десятилетий.

Способствовало этому, по мнению Королевского, прежде всего то, что в 2005 году правительство Москвы ужесточило требования к новому строительству. В результате обеспеченность жилья, а также объектов общественного и производственного назначения паркингами выросла в полтора-два раза.

Но районы, оставленные еще в 80-90-е годы без крыши для авто, являются сейчас для властей чуть ли не главной головной болью. Но, похоже, и тут выход найден. Опыт Ясенево в Юго-Западном округе столицы продемонстрировал, что даже в таком давно сложившемся районе можно обеспечить население стоянками на все 100 процентов. Каким же образом? "Мы наняли управляющую компанию, которая совместно с райуправой и инициативной группой из числа жителей побывала в каждом дворе, - рассказал корреспонденту "РГ" Королевский. - Общими усилиями нашли столько земельных участков под гаражи, что их теперь хватит на всех даже с учетом прироста автомобилей до 2010 года".

Получается, что в целом по городу вполне реально найти под гаражи 400-500 участков, решив таким образом самую главную проблему - дефицит земли.

И пока неразрешимой трудностью остается лишь цена строительства гаражей. Как известно, она оказалась такова, что объявленную в 2004 году городскую программу "Народный гараж" городские власти назвать-то так чаще всего стесняются, предпочитая говорить о "гаражах, строящихся по инициативе жителей". И в самом деле, самые дешевые гаражи обходятся минимум в 10 тысяч долларов, в то время как немало москвичей, у которых авто, для которого их вынуждают купить такой дом, стоит намного дешевле. Не в силах с этим больше не считаться, власти пошли на строительство паркингов за счет бюджета, в которых намерены предложить горожанам арендовать машино-места. А для выкупа самыми перспективными для массового автолюбителя признаны многоярусные гаражи из металлоконструкций модульного типа. По качеству они не намного лучше пресловутых ракушек, с которыми власти и сами москвичи (у которых их нет) боролись так упорно на протяжении многих лет. Единственное достоинство - что на том же клочке земли можно разместить не один автомобиль, а скажем, три-четыре.

Но это всегда было важно лишь для города. Владельцы же ракушек и так называемых плоскостных паркингов держались и продолжают держаться за них двумя руками. Дело в том, что на чужом горьком опыте - тех автолюбителей, чьи гаражи были насильно городом снесены, они убедились, что предлагаемая денежная компенсация просто несопоставима со стоимостью машино-места в многоэтажном паркинге, которое им предлагают взамен. Отсюда - все больше конфликтов у властей с жителями, все больше от последних исков в суды. Чтобы поставить точку в этом процессе, предполагается озвучить метод так называемого бесконфликтного освобождения земли, занятой плоскостными паркингами. Он состоит в том, чтобы не после сноса родной ракушки, а еще до нее, предложить ее хозяину место в паркинге, построенном на бюджетные деньги в аренду по вполне доступной цене. И тогда любое противостояние потеряет всякий смысл.