23.01.2008 03:00

Кто ответит за гараж?

Лужков завернул проект программы строительства паркингов

Неожиданно закончилось вчерашнее заседание правительства Москвы для первого заместителя главы департамента градостроительной политики, реконструкции и развития города Константина Королевского. Юрий Лужков предложил ему выбрать, какое направление оставить за собой из тех двух, что он курировал прежде: строительство гаражей в Москве или жилья в регионах, которое столица ведет в 40 городах страны?

"Тема размещения транспорта для москвичей вышла на стратегический уровень, - объяснил мэр. - Она вызывает у них массу нареканий и раздражение. Значит, надо заниматься ею на другом уровне. А во главе назначить руководителя, который будет монопольно отвечать за ее решение".

Темпы строительства гаражей на 2008-2010 годы, которые предложил в своем докладе Королевский: увеличить к концу этого срока количество паркингов в столице на 395 тысяч машино-мест, по мнению Лужкова, этой задачи не решат. Ведь дефицит, испытываемый сегодня столицей, в разы больше, он достиг 1,7 миллиона машино-мест. Поэтому за три недели, данные правительством на радикальную переработку программы, разработчикам предстоит найти ответ на вопрос, как же все-таки ускорить решение гаражной проблемы.

Искать его придется в строго заданном направлении: как возродить самую больную для жителей столицы программу "Народный гараж", буксующую в столице уже четвертый год? Многие автовладельцы наверняка помнят, что в самом начале ее продвижения власти обещали обеспечить их домами для "железных коней" по ценам, которые начинались от 2,5 тысячи долларов. Сейчас чиновники предпочитают об этом не вспоминать. Но нынешние цены на гараж для народа вызывают, видимо, оторопь и у них. На окраине Северо-Восточного административного округа, например, он стоит 12 тысяч долларов, а в центре Москвы и 25, и 30 тысяч, и это еще не предел. "Есть ли альтернатива "Народному гаражу"? - услышав эти цифры, деликатно поинтересовался руководитель департамента земельных ресурсов Виктор Дамурчиев. А присутствовавшие на заседании депутаты гордумы спросили прямо: "Может, лучше вообще отказаться от "Народного гаража"?

Мэр занял прямо противоположную позицию. "Народный гараж" должен стать для правительства Москвы такой же приоритетной задачей, как строительство детских садов и школ". Он уверен, что меры, предпринимаемые до сих пор для реализации этого проекта, далеко не исчерпаны. В ответ на плач чиновников о том, какие "хождения по мукам" им приходится преодолевать, чтобы дать ему дорогу, он поделился сделанным открытием: "Я попросил справку у Москомэкспертизы, и что же выяснилось? За 2006 год в эту организацию поступило на согласование всего 3 проекта "Народного гаража", а за 2007-й - 4..." Вывод не заставил себя ждать: "Это не индикатор развития, это стагнация!" - заявил Юрий Михайлович.

По его мнению, сдвинуть дело можно, разработав прежде всего новые нормативы этого массового дома для автомобилей. "Проезжаешь и смотришь: не гараж, а дзот какой-то - с высоченными потолками, толстенными стенами". Нужно пересмотреть, полагает он, и санитарные нормы, которые при острейшем дефиците земли в Москве не позволяют размещать паркинги вблизи жилых домов или на территории природного комплекса, хотя большинство москвичей давно обзавелись вполне экологичными иномарками. Департаменту экономического развития города он предложил подумать над тем, чем может облегчить москвичам бремя участия в строительстве "народных гаражей" городской бюджет. Например, почему бы ему не взять на себя подключение их к электричеству? "Если мы возьмем на себя четкие обязательства, гарантируем автовладельцам конкретные льготы, то потом с полным правом сможем обратиться и к людям с предложением: подключайтесь, москвичи, к "Народному гаражу"! - считает мэр.

Там же, где, берясь за строительство дорог, город отнимает у горожан их "ракушки" и плоскостные паркинги, задача властей, сказал он, сначала взамен предоставить машино-место в другом гаражном комплексе, построенном специально для тех, у кого были зарегистрированные гаражи. И тогда не будет ни забастовок автовладельцев, которые сопровождают с самого начала строительство Четвертого транспортного кольца, ни исков в суды.