К 2007 году в России станет вдвое больше автомобилей
По данным исследования Ассоциации европейского бизнеса в России, результаты которого оказались недавно доступными широкой общественности, по итогам ушедшего в историю года 1-е место, продав 190 553 автомобиля (включая Chevrolet Niva), заняла марка Chevrolet. В прошлом году автомобилей этой марки в нашей стране реализовано 111 458 штук, что меньше на 71 процент.
Лидер прошлого года Ford в этом сумел реализовать на отечественном рынке 175 793 автомобиля. Но так или иначе по сравнению с результатом прошлого года зафиксирован рост в 52 процента, а годом раньше он был практически двукратным (92 процента), так что этой компании жаловаться не на что.
Третье место заняла марка Hyndai с результатом 147 843 автомобиля, причем рост продаж по сравнению с 2006 годом тоже был довольно впечатляющим - 47 процентов. В основном, по мнению аналитиков автомобильного рынка, данные показатели достигнуты за счет правильной маркетинговой политики и увеличения поставок машинокомплектов на завод в Таганроге (Ростовская область). Этот факт позволил заводу с осени 2007 года поднять выпуск автомобилей с 6-7 тысяч в месяц до 10 тысяч.
Очень интересны абсолютные цифры динамики продаж ряда автомобильных марок, которые фигурируют в отчете Ассоциации европейского бизнеса. Так, рекордсменом оказалась марка Fiat, которая в 2006 году через официальные каналы продала лишь 1382 автомобиля. В 2007-м ее результат уже 15 310 машин и соответственно рекордный рост в 1008 процентов. Кроме тех машин, которые поступают в нашу страну непосредственно из Италии, большую лепту внесла продукция завода, находящегося в особой экономической зоне "Алабуга", расположенной в Татарстане. Сегодня там выпускают легковые автомобили моделей Albea и Doblo, с января запускают серийное производство микроавтобусов Ducato. Также в прошлом году было подписано соглашение о производстве нового легкового автомобиля модели Tinea.
Второе место по темпам роста продаж у марки Infiniti. Продав в 2006 году всего 729 автомобилей, в 2007-м владельцы марки реализовали уже 5540, обеспечив рост в 660 процентов. На 245 и 232 процента увеличили свои продажи марки Chery и Opel соответственно. Также более чем двукратным ростом продаж могут похвастаться автомобили марок Ssang Yong, Honda и Subaru (181, 146 и 105 процентов соответственно).
Несмотря на продолжающийся рост интереса потенциальных автовладельцев к продукции иностранного автопрома, некоторые в ушедшем году показали отрицательную динамику продаж. К аутсайдерам относится Citroen, продажи автомобилей этой марки упали на 6 процентов, и Chrysler c цифрой падения спроса на 16 процентов.
При этом интерес к России как к рынку сбыта автомобилей у иностранных производителей растет. К 2010 году на территории нашей страны будут работать более полутора десятков автосборочных производств. Достаточно большое количество новых марок принесет и год наступивший. Так, в течение 2008 года будут запущены 2 конвейера на заводе Volkswagen в Калужской области, с которых начнут сходить Volkswagen Jetta и Skoda Fabia, весной начнутся продажи кроссовера Volkswagen Tiguan. В ноябре 2008 года в поселке Шушары в Ленинградской области, который постепенно приобретает славу "российского Детройта", откроется автозавод концерна General Motors, где начнут собирать внедорожники Chevrolet Captiva и Opel Antara.
Приблизительно с весны войдет в рабочий режим конвейер автозавода Toyota и первые отечественные Camry появятся в автосалонах. Японская компания Isuzu в первом полугодии этого года собирается начать в Татарстане производство коммерческих автомобилей.
На чуть более дальнюю перспективу нацелены планы ряда других иностранных автомобильных гигантов. Так, Nissan официально откроет производство в конце 2008 года, а первые внедорожники Nissan X-Trail и автомобиль бизнес-класса Nissan Teana появятся только в начале 2009 года. В 2008 году начнется строительство завода японской компании Suzuki, которая планирует вывести на российский рынок автомобиль Suzuki Grand Vitara. Японская корпорация Mitsubishi, выбрав в качестве места для строительства завода Калужскую область, также собирается начать строительство завода в ближайшее время.
Не обделяют вниманием нашу страну и европейцы. Альянс Peugeot-Citroen пока заключил с российским правительством только предварительное соглашение о сотрудничестве, а Volvo планирует заняться производством грузовых автомобилей.
По большому счету есть все шансы, что все планируемые к производству автомобили будут раскуплены, а на самые популярные модели будут даже выстраиваться очереди. Согласно прогнозу минэкономразвития, реальные доходы населения будут увеличиваться на 8-10 процентов каждый год еще как минимум несколько лет. Уровень автомобилизации у нас еще низок не только по сравнению с США, но и с Европой, а при высоких ценах на квартиры автомобиль является чуть ли не единственным средством если не приумножить капитал, то хотя бы спасти его от инфляции с помощью конвертации в дорогую покупку.
При этом уже в 2010 году рост продаж автомобилей может закончиться. Об этом предупреждает международное аудиторско-консалтинговое агентство PricewaterhouseCoopers (PwC). Согласно обзору итогов развития российского автомобильного рынка в 2007 году, которое было обнародовано на днях, это может произойти в том случае, если в нашей стране сохранится ориентация на сырьевой сектор экономики. Справедливости ради стоит отметить, что это пессимистичный сценарий. Согласно оптимистичному варианту прогноза PwC, спрос остановится в 2014 году, когда количество автомобилей достигнет цифры 400 на 1000 человек, а общее количество автомобилей - 56 миллионов штук против 28 миллионов сегодня.
Тем не менее аналитики агентства прогнозируют, что в наступившем году общий объем продаж может вырасти на 25 процентов, а самым быстрорастущим будет спрос на новые автомобили иностранного производства (40-50 процентов).