Органы власти на Верхней Волге учатся общаться с населением по интернету

Губернатор Костромской области обязал подчиненных открыть форум и чат на сайте администрации - для постоянного общения областной власти с населением. Двустороннюю он-лайн-связь отныне должны иметь все региональные департаменты.

Сетевая самодеятельность

Указ появился после разноса на планерке, а разнос - после анализа работы чиновников с обращениями граждан. Надо признать, что власти регионов в последнее время все чаще задумываются о том, как наладить эффективную обратную связь с народом с использованием современных технологий.

В отличие от органов федеральной исполнительной власти, которые обязаны согласно постановлению правительства от 2003 года создавать свои сайты в Интернете для информирования о деятельности государственных структур и предоставления гражданам страны услуг в режиме он-лайн, региональная власть никаких законодательно зафиксированных обязательств на сей счет не имеет.

Существует, правда, программа "Электронная Россия", по которой к 2010 году во всех субъектах РФ должна появиться развитая информационно-телекоммуникационная инфраструктура. Проще говоря, у каждого органа власти, как в областном центре, так и в самом отдаленном уголке региона, должен быть свой сайт в Интернете, на котором граждане могли бы получить необходимую информацию - от номера телефона чиновника до ответа на свой собственный вопрос этому чиновнику. В идеале на этих ресурсах должны присутствовать несложные интерактивные сервисы, такие как заполнение электронных информационных форм и запросов в режиме он-лайн, организация интернет-приемной, наличие раздела с ответами на наиболее часто задаваемые вопросы...

Впрочем, программа "Электронная Россия" содержит в себе лишь основные положения - рекомендательного характера, четких инструкций относительного того, что, кто и как должен делать, там нет. А потому, по словам специалистов департамента информатизации и связи администрации Ярославской области, все региональные сайты - чистой воды самодеятельность.

Если анализировать существующие властные интернет-ресурсы регионов Верхней Волги с позиции обыкновенного пользователя, то можно сделать вывод: если они и не "страшно далеки от народа", то находятся от него на внушительной дистанции.

Письмо губернатору

Специалисты оценивают сайты госорганов по двум параметрам: информативность, то есть полнота предоставления информации о деятельности органа государственной власти и своевременность ее обновления, и интерактивность - предоставление сервисов электронного взаимодействия "власть - общество". Пока в региональных сайтах хромает и то, и другое. Новости могут запаздывать или, как часто бывает, благодаря работе пресс-службы отражают лишь деятельность губернатора.

Одна из главных проблем, с которыми сталкивается посетитель сайта, - навигация. Главное - чтобы было удобно найти то, что нужно.

Сайт Ярославской областной администрации выигрывает своей информативностью. Однако в минус можно поставить неудобство пользования сайтом - первая страница слишком перегружена информацией.

Например, вы решили написать письмо губернатору. Если, скажем, на сайте Иванова или Вологды вы, кликнув на ссылку "Правительство Ивановской области", сразу выходите на страницу, где есть ссылка - "Прямая связь", благодаря которой в два счета можно отправить послание главе региона, заполнив форму с указанием Ф. И. О. и телефона, то на сайте Ярославской области можно заблудиться. В длинном перечне ссылок нужно найти "Общество", которое выведет вас в раздел "Обращения граждан", где предложат написать письмо, однако тут непродвинутого пользователя поджидает не очень приятный сюрприз - если у вас не установлена специальная программа, то написать оперативно не получится, придется осуществлять процесс вручную - набирать адрес из собственного электронного ящика. На сайте Владимира вы столкнетесь с той же проблемой. Впрочем, в Тверской области и того хуже - там прямой электронной связи с правительством вовсе нет, а ссылка "Электронная приемная" отправит вас в... приемную настоящую - по указанным адресу и телефону.

Совсем уж печальное зрелище представляет собой раздел "Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы" - в глаза сразу бросается то, что это всего лишь официальные отписки. Отвечают человеку часто не на конкретную проблему, о которой он спрашивает, а в общих чертах. С сайтами отдельных ведомств дела чаще всего обстоят неутешительно. На сайте Ярославского департамента жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры вы не найдете перечня тарифов на услуги. А на сайте департамента здравоохранения, например, перечислены все районные муниципальные лечебные учреждения, с адресами, но - без телефонов. Думается, что польза от такой информации невелика - все равно придется звонить в платную справочную.

Виртуальный интерактив

Так для кого делаются административные сайты? Для населения? Или для чиновников - да и то ради галочки?

- Все упирается в нехватку специалистов, которые бы занимались ресурсом, - говорит Александр Марахонов, заместитель начальника департамента информатизации и связи администрации Ярославской области. - Если, например, в Ханты-Мансийске и в некоторых других северных регионах на поддержание и развитие сайта работают целые команды, то у нас эти заботы возложены на наш департамент, причем плюсом к основным обязанностям сотрудников.

Таким образом, двое сотрудников департамента занимаются техническим обслуживанием ресурса, а собственно информация должна поступать от пресс-службы администрации области и от каждого департамента. Однако оперативность предоставления информации вряд ли можно поставить в заслугу большинству чиновников. В то время как человека, контролирующего адекватность сайта временным реалиям и потребностям населения, нет. Просто потому что ставки такой не существует.

- Себя мы условно называем типографией, - рассказывает Сергей Корольков, заместитель начальника управления информатизации и связи Костромской области. - Потому что мы отвечаем за то, что видит посетитель сайта, а вот то, откуда вся информация поступает, - что-то вроде редакции. Хотелось бы видеть больше людей в обоих "разделах".

Конечно, на создание сайта требуются большие вложения - одна только разработка дизайна стоит немалых денег, не говоря уже о программировании. Однако финансируются Интернет-ресурсы региональных властных структур из регионального же бюджета. Точнее, из денег, что идут по статье "информатизация". На такие средства специалистов не наберешь.

В последнее время чиновники и сами стали осознавать необходимость наличия интерактива на своем "виртуальном представительстве". Сайт Ярославской областной администрации занимает 36-е место (из 70) по посещаемости среди всех российских сайтов властных структур. Он был создан первым в регионах Верхней Волги, задолго до инициативы правительства, еще в 1994 году, по настоянию тогдашнего губернатора. Главная задача, которую тогда преследовали, - информировать население о деятельности органов регионального и местного управления, а такие сервисы, как форум или чат, в планы не входили. Однако недавно сотрудники департамента регионального маркетинга Ярославской области провели опрос среди чиновников администрации, наличие каких сервисов они считают обязательными на сайте. И самыми приоритетными оказались пункты: голосование, рейтинги и "письмо губернатору". Есть в планах и организация форума, на котором все желающие могли бы задавать властям вопросы, создавать и обсуждать проблемные темы.

- Но для этого потребуется модератор, который будет следить за соблюдением правил форума, - объясняет Александр Марахонов. - А пока ставка для этого не предусмотрена. Хотя форум, а тем более чат требуют постоянного контроля.

В Костромском управлении информатизации ревностно взялись за выполнение поручения губернатора по созданию форума и чата, но как будет оплачиваться эта работа, тоже пока не в курсе.

- Сначала мы разработаем соответствующую концепцию, а потом уже будем думать о финансовой стороне вопроса, - говорит Сергей Корольков.

Кстати

Во всероссийском конкурсе интернет-сайтов "Прозрачный муниципалитет. Система муниципальных правовых актов on-line", учрежденном институтом муниципального управления, электронным журналом "Энциклопедия местного самоуправления" и газетой "Местное самоуправление", сервер администрации города Владимира занял почетное пятое место среди сайтов городских округов. Также в десятку лучших вошла интернет-страница Коврова. На конкурсе были определены лучшие сайты муниципальных районов, городских и сельских поселений.