За последние две недели пираты захватили как минимум четверых российских моряков, как максимум - 21. Если пропавшим в воскресенье у берегов Сомали россиянам все же удалось спустя несколько часов после захвата передать на Родину весточку, то судьба 17 членов экипажа сухогруза "Капитан Усков", исчезнувшего 20 января, до сих пор неизвестна.
Сколько пиратов XXI века в наши дни бороздят просторы мирового океана? Где прячутся их сокровища? Сколько всего моряков находится у них в плену? На эти вопросы сегодня ни один эксперт не может дать более-менее точного ответа. При этом пираты с каждым годом становятся все более бесстрашными, постоянно расширяя границу своих владений. Похищения судов стали обыденным явлением. Причем в последнее время все чаще в руки пиратов попадают именно российские моряки.
Четверо из них, а именно мастер Николай Березовский, второй механик Александр Речкунов и два матроса Петр Симочкин и Евгений Комков, пропали 1 февраля в 13.17 по Гринвичу. Под командованием британского капитана они перегоняли из Санкт-Петербурга на Сахалин под флагом Сент-Винсента и Гренадины новенький многоцелевой ледовый буксир-кантовщик "Свитцер Корсаков". Поодаль следовал еще один аналогичный корабль "Свитцер Буссе". На него и поступил сигнал тревоги о захвате первого буксира. Дальше по цепочке были оповещены представители компании "Свитцер Сахалин" (оба судна должны были подключиться к проекту "Сахалин-2"), соответствующие российские службы и корабли флота НАТО. Дело в том, что захват произошел в Индийском океане недалеко от Сомали. Иными словами, в зоне патрулирования судов ВМФ стран - членов альянса. Пока не известно, ни каким образом пираты захватили судно, ни почему не стали трогать второй ледовый буксир. Возможно, пираты просто мудро решили не гнаться одновременно за "двумя зайцами". В том, что речь идет именно о пиратском нападении, ни у кого не осталось сомнений после того, как британский капитан смог связаться с законными владельцами судна. Связь длилась всего две минуты. Не исключено, что капитан говорил под дулами пиратских автоматов. Поэтому он был крайне лаконичен, но успел сказать самое главное - все члены экипажа живы и здоровы.
"Судя по координатам движения буксира, скорее всего пираты его тащат в порт столицы Сомали Могадишо", - сообщили в морском координационном спасательном подцентре Южно-Сахалин ска.
Известно, что у берегов Сомали постоянно курсируют и американские военно-морские корабли. Однако не факт, что они смогут перехватить пиратов с их новой добычей. Ведь если бы морские бандиты не были уверены в своей безопасности, вряд ли бы они направились именно в столичный порт.
Телефонный звонок капитана "Свитцер Корсаков" не ответил на главный вопрос, чего именно хотят пираты. Скорее всего речь пойдет о выкупе, и к спасению российских и британских моряков теперь предстоит подключиться дипломатам двух стран. За их совместной деятельностью, кстати, также будет интересно понаблюдать, учитывая то, на каком уровне сейчас находятся официальные российско-британские отношения. Хотя, кто знает, быть может, моряков быстро отпустят, а сам корабль пираты оставят себе для каких-то новых "приключений" в тех широтах, где встречаются айсберги.
Тем временем в Восточно-Китайском море продолжается поиск состоявшего из 17 россиян экипажа сухогруза "Капитан Усков". Грузовой теплоход под флагом Камбоджи вышел 15 января 2008 года из порта Находка в Гонконг. Сухогруз перевозил 4,5 тонны металла. В порт назначения в положенное время - 24 января - корабль, однако, так и не прибыл. По одной версии, смещение груза во время шторма привело к почти мгновенному затоплению судна. Впрочем, до сих пор не исключается и вторая версия - "Капитан Усков" также был захвачен пиратами. Если в итоге подтвердится именно эта версия, то, возможно, стоит задуматься над оснащением российских моряков как минимум более надежными и современными системами космической связи. Тогда, возможно, у пиратов связываться с российскими гражданами пропадет желание.
Справка "РГ"
В мае 2006 года произошло нападение пиратов на российский танкер "Шкотово" в 60 милях от западноафриканского порта Конакри (Гвинея). Шесть вооруженных пиратов высадились на борт, забрали судовую кассу и покинули танкер. Никто из членов команды не пострадал.
В апреле 2005 года теплоход "Тим Бак" под флагом Кипра, находящийся под операторством ОАО "Мурманское морское пароходство", подвергся нападению двух быстроходных катеров на переходе от порта Джидда (Саудовская Аравия) до порта Дар-эс-Салам (Танзания) в 60 милях от побережья Сомали. В результате предпринятых экипажем действий попытки нападавших проникнуть в судовые помещения оказались безуспешными.
В феврале 2003 года у берегов Сомали пираты попытались захватить российский танкер "Моннерон", который следовал из порта Янбу (Саудовская Аравия) в порт Момбаса (Кения). После часа преследования пираты были вынуждены прекратить атаки и скрыться.