Статус финансовой разведки в России растет. Не исключено, что Центробанк может лишиться права единолично отзывать у банков лицензии за "отмывание" грязных денег.
Вчера весьма радикальный законопроект с соответствующими поправками в главный "антиотмывочный" закон страны внесли в Госдуму председатель Комитета ГД по финансовому рынку Владислав Резник и сенатор Дмитрий Ананьев. Согласно ему эту крайнюю меру воздействия на банки ЦБ сможет применять только с подачи Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Кроме того, финансовая разведка будет и сама инициировать отзыв лицензий у российских банков.
Напомним, до сих пор финразведка лишь собирала информацию о сомнительных сделках и направляла ее в надзорные и правоохранительные органы, оставаясь в дальнейшем за кадром. И только Банк России на основе этой и собственной информации мог решать, каким банкам жить, а каким - умереть. Причем предпочитал в борьбе с банками- нарушителями самую крайнюю карательную меру - отзыв лицензий, а не штрафы.
Например, за нарушение "антиотмывочного" закона существует такая мера воздействия, как штраф в 0,5 процента оплаченного уставного капитала. У отдельных банков сумма такого штрафа может достигать десятков миллиардов рублей. Между тем, по данным ЦБ, за два года лицензий за отмывание лишились 104 банка. Только с начала этого года отозвано три лицензии у банков. Сами банкиры зачастую называют подобные санкции "сенокосом" и обвиняют ЦБ в формализме.
Новые полномочия финразведки позволят, по мнению авторов законопроекта, сделать, с одной стороны, процесс карательных санкций для банков более объективным и коллегиальным.
А с другой - повысят статус финразведчиков в глазах финансового сообщества. Ведь аналогичные изменения запланированы и в отношении Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), сужая ее полномочия в плане карательных мер.
Кроме того, среди новшеств законопроекта есть норма, согласно которой все государственные контролирующие и надзорные органы обязаны сообщать финансовым разведчикам о нарушениях "антиотмывочного" закона своими подопечными организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.
До сих пор и Центробанк, и Росстрахнадзор, и ФСФР информируют финансовую разведку о таких нарушениях на основе двухсторонних соглашений.
По мнению экспертов, функции единоличного регулятора финансово-кредитных организаций постепенно уходят из рук Банка России и сосредотачиваются в спецслужбах. Кстати, год назад после скандала в Центробанке, связанного с убийством первого зампреда ЦБ Андрея Козлова и обострившейся проблемой отзыва лицензий, радикально настроенные депутаты предлагали вообще лишить ЦБ надзорных функций и передать их в Росфинмониторинг. Но тогда эта инициатива не прошла.
В Росфинмониторинге инициативу законодателей пока не комментируют, но анонимный источник в ведомстве заметил "РГ", что там "давно ждали такого логичного развития событий".