07.02.2008 06:20
    Поделиться

    Сафарби Шхагапсоев: Коррупция в сфере образования Кабардино-Балкарии есть

    Республика, единственная из регионов Южного федерального округа, вошла в десятку победителей конкурса среди субъектов страны в рамках национального проекта "Образование". За лучший комплексный проект по модернизации Кабардино-Балкария получит больше 300 миллионов рублей.

    О том, благодаря чему удалось добиться такого результата, идет ли в школах КБР национализация учебного процесса и какие проблемы мешают молодежи получить качественное высшее образование, на "Деловом завтраке" в Южном представительстве "РГ" рассказал министр образования и науки Кабардино-Балкарии Сафарби Шхагапсоев.

    Российская газета: Сафарби Хасанбиевич, по каким критериям оценивали участников конкурса в рамках нацпроекта? На что будут потрачены средства, полученные за призовое место?

    Сафарби Шхагапсоев: На соревнование, проводимое Министерством образования и науки, заявки подали 33 российских региона. Они содержали в себе комплексные проекты модернизации образования каждого субъекта. Жюри провело их экспертизу и сформировало рейтинг. Победителей определяли путем тайного голосования. Среди критериев оценки были названы участие в эксперименте по введению системы нормативно-подушевого финансирования, успешность проведения единого государственного экзамена, качество подготовки преподавателей и участие представителей гражданского общества в образовательной сфере.

    За счет полученных денег у нас появится возможность более активно внедрять различные новаторские проекты. В частности, все общеобразовательные учреждения должны перейти на новую систему оплаты труда и принципы нормативно-подушевого бюджетного финансирования. В зарплатном фонде школ появится часть, предназначенная для выплат педагогам в качестве стимула за высокую результативность и качество работы. В итоге средняя зарплата учителей вырастет не менее чем на 25 процентов. Кроме того, мы планируем сформировать региональную систему оценки качества образования, включающую, к примеру, рейтинговую оценку деятельности образовательных систем муниципальных образований.

    После преобразований школы станут более открытыми, участие общественности в управлении ими приобретет системный характер.

    РГ: Каковы итоги реализации нацпроекта в республике?

    Шхагапсоев: Общий приток инвестиций в его рамках составил порядка 330 миллионов рублей, 80 из которых поступили из регионального бюджета. На эти средства закуплено 67 школьных автобусов, 239 современных учебных лабораторий. Также внедрены системы надбавок за классное руководство и поощрения одаренных детей. Все 342 общеобразовательных учреждения республики подключены к сети Интернет.

    Материально-техническая база в целом претерпела значительные преобразования. Главное же, на мой взгляд, - появилась заинтересованность педагогов в постоянном совершенствовании учебного процесса, что соответственно повлияло на качество подготовки наших выпускников.

    Однако получить оборудование - это полдела. Эффективно и грамотно его использовать тоже надо уметь. Например, это касается школ, получивших по "президентскому" миллиону рублей. По моему глубокому убеждению, они должны превратиться в настоящие ресурсные центры, где можно было бы делать профильные классы и перенимать опыт учителей-новаторов.

    Поэтому нацпроект, в первую очередь, и нацелен не на сиюминутный результат, а на перспективу.

    РГ: А что касается нарушений в реализации нацпроекта? Как известно, прокуратурой республики возбуждено несколько уголовных дел в отношении директоров школ.

    Шхагапсоев: Когда первые учебные заведения, выигравшие конкурс, получили значительные денежные средства, встал вопрос, куда их потратить. Некоторые руководители поспешили приобрести легковые автомобили. Однако, как выяснилось позже, эти деньги можно было направить либо на улучшение материально-технической базы школ, либо на повышение квалификации учителей. Через некоторое время директорам пришлось продать машины, чтобы возместить причиненный ущерб. Сегодня такого произойти уже не может - все строки расходов согласовываются на нескольких уровнях.

    РГ: Житель Нальчика Ислам Тхеплижев жалуется на коррупцию в высших учебных заведениях республики. По словам нашего читателя, сегодня не только невозможно поступить на бюджетное отделение вуза, но и самому сдать экзамен - везде требуют деньги. Может ли министерство образования повлиять на этот процесс?

    Шхагапсоев: Тот факт, что коррупция в сфере образования есть, ни для кого не секрет. Ко мне нередко обращаются с жалобами на преподавателей, но, спешу разочаровать читателя, институты и университеты относятся не к региональному, а к федеральному министерству.

    Бороться с коррупцией можно и нужно. Здесь надо уже смотреть на степень и уровень ее проникновения. Многое зависит от самих студентов и их родителей, которые зачастую сами провоцируют педагогов к переходу на "денежное" решение любых проблем. Но ведь незаконно не только брать, но и давать взятки. В любом случае, когда подобное происходит, об этом надо сообщать в правоохранительные органы, в частности, в прокуратуру.

    РГ: Осуществляется ли сегодня контроль за негосударственными учебными заведениями и тем уровнем знаний, что они дают?

    Шхагапсоев: В Кабардино-Балкарии работают два негосударственных вуза и три филиала негосударственных учебных заведений. Право осуществления надзора и контроля за ними находится в ведении федеральных органов исполнительной власти. Сотрудники министерства образования привлекаются лишь при плановых и комплексных проверках вузов Рособрнадзором. Последняя прошла в октябре прошлого года. Ревизии подверглись условия образовательной деятельности, предусмотренные лицензиями вузов, содержание и качество подготовки студентов. В итоговом акте проверки отмечен удовлетворительный уровень соблюдения законодательства в организации учебно-воспитательного процесса. Однако вместе с тем особые замечания были сделаны Нальчикскому филиалу негосударственного учреждения "Современная гуманитарная академия". Специалисты выявили низкое качество образования по нескольким направлениям, в том числе психологии, юриспруденции, экономике и менеджменту. Ректору академии было направлено предписание на приведение образовательной деятельности в соответствие с нормативными требованиями. В Кабардино-Балкарском институте бизнеса выявлены несоответствия содержания подготовки требованиям государственного образовательного стандарта по специальности "Менеджмент организации". Речи о закрытии этих вузов пока не идет, но даже в этом случае студенты не пострадают - они либо доучатся в стенах своих альма-матер, либо будут переведены в другие институты на смежные специальности.

    РГ: Сегодня многие говорят о постепенной национализации образования в республиках Северного Кавказа. Например, в начальных классах школ Кабардино-Балкарии преподают на трех языках - кабардинском, балкарском и русском. Не помешает ли это в дальнейшем детям поступать в высшие учебные заведения других регионов страны?

    Шхагапсоев: Русский был и остается универсальным языком, на котором ведется обучение во всех школах Кабардино-Балкарии. Но республика многонациональна, и это накладывает на систему образования определенные обязательства. Через уроки на кабардинском и балкарском дети изучают культуру свого народа, что влияет на их мировоззрение и духовно-нравственные качества. Сегодня такие занятия у нас есть во всех классах начальной школы. И с нашей стороны мы уделяем этому вопросу большое внимание. В подтверждение этих слов могу сказать, что в прошлом году правительством республики с затратным ресурсом в 77 миллионов рублей был принят закон "Модернизация учебной книги на родных языках", рассчитанный до 2011 года. Он подразумевает издание школьных учебников и методичек нового поколения. Этот реестр составляет около 150 наименований. В пилотном режиме на новые книги перешли десять школ. Для чистоты эксперимента были взяты национальные кабардинские и балкарские селения. По итогам двух четвертей педагоги уже внесли свои коррективы, которые будут учтены при дальнейшем издании.

    Что касается будущего обучения выпускников, то никакого негативного влияния учебники на национальном языке на знания ребят не окажут - это доказывает многовековая педагогическая история. В любом случае у каждого ребенка и его родителей будет возможность отказаться от программы в пользу русскоязычных уроков.

    РГ: Житель Прохладного Александр Мережко спрашивает, легко ли попасть к вам на прием? И в каких вопросах можно рассчитывать на вашу поддержку?

    Шхагапсоев: Каждую субботу с 10 до 12 часов я веду прием граждан в министерстве по различным вопросам. Кроме того, есть график приема членов правительства, по которому можно получить возможность обратиться ко мне лично.

    Обычно люди приходят с просьбами о трудоустройстве выпускников вузов. Увы, общероссийская проблема перенасыщения рынка труда экономистами и юристами актуальна и для Кабардино-Балкарии. Жалуются и на коррупцию в сфере образования. Кроме того, обращаются с просьбой помочь при поступлении, сдаче единого государственного экзамена. Конечно, я не могу организовать всем престижные вакансии или сдачу ЕГЭ, требования к которому стандартные во всех регионах страны. Но ни одно из пожеланий не остается без внимания. К тому же они помогают нам сформировать картину болевых моментов сферы и указывают, на что стоит обратить внимание в первую очередь.

    Кстати

    Президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков учредил именные  стипендии  для аспирантов и студентов очной формы обучения государственных образовательных учреждений и научных организаций республики.

    В соответствии с его указом, 10 стипендий для аспирантов будут составлять по 2500 рублей в месяц каждая,  20 студентов получат поощрения  в размере 2000 рублей.

    Соискатели  должны   подтвердить свои успехи  отличными результатами итоговых аттестаций, экзаменационных сессий, дипломами или другими документами победителей международных, российских, региональных конкурсов, олимпиад, фестивалей, патентами на  изобретения, публикациями в научных изданиях.

    Назначаться стипендии  студентам будут два раза в год -  с 1 марта и 1 сентября на один учебный семестр, аспирантам - ежегодно с 1 октября на учебный год.

    Поделиться