Симфонические оркестры Московской и Омской филармоний пересеклись на музыкальном фестивале "Новой музыки", проходящем в эти дни в Омске. В афише филармонического фестиваля - четыре программы, составленные из сочинений Александра Чайковского, Ефрема Подгайца, Михаила Броннера, Алексея Рыбникова, Александра Болдырева, а также композиторов ХХ века - Прокофьева, Гершвина, Стравинского.
Музыка по-новому
Как показывает филармоническая практика, под лозунгом "новой музыки" собрать аншлаги трудно: публика не слишком стремится вникать в тексты академического авангарда и предпочитает слушать знакомую классику. Но, к изумлению организаторов Омского фестиваля и самих композиторов, прибывших в Сибирь с премьерами и свежими партитурами, на концертах фестиваля огромный зал на 1200 мест забивается до отказа. По словам директора филармонии Василия Евстратенко, "то, как воспринимают этот цикл слушатели, даже словом "успех" не назовешь. Это восторг". Правда, и программу фестиваля трудно назвать "новой музыкой": в стык с сочинениями из разряда "мировой премьеры" исполняются "Жар-птица" Стравинского, "Рапсодия в стиле блюз" Гершвина, произведения Прокофьева. На "бисах" и вовсе звучат Чайковский, Григ, Шуман.
Тем не менее стержень фестиваля - современные сочинения: Концерт для альта с оркестром Ефрема Подгайца, "Элегия" памяти Тихона Хренникова и Концерт для оркестра "Хоккейный матч ЦСКА-Спартак в одном периоде и трех шайбах" Александра Чайковского, опус для балалайки и струнного оркестра "Время прощать" Михаила Броннера и другие.
Афишу "Новой музыки" составлял художественный руководитель Омского симфонического оркестра Дмитрий Васильев, чьими исполнительскими усилиями музыка звучала на фестивале. Но один из концертов стал в прямом смысле экспериментальным - музыканты оркестров Московской и Омской филармоний сыграли объединенным составом под управлением Дмитрия Васильева и Юрия Симонова. "Ансамбль" репетировали в течение трех дней: из Московской филармонии в Омск командировали всех концертмейстеров групп и солистов, часть струнников и духовиков. Программу подготовили внушительную: Сюиту из кинофильма "Гусарская баллада" Хренникова, "Элегию" Александра Чайковского, "Жар-птицу" Стравинского, "Рапсодию" Гершвина и Концерт N3 для фортепиано с оркестром Прокофьева, где солировал прилетевший в день концерта из Испании пианист Денис Мацуев.
Российская газета: Денис, для вас существует разница между выступлениями в Карнеги-холл и сценами Омска или Челябинска?
Денис Мацуев: От игры в Карнеги-холл или Концертгебау я получаю колоссальное удовольствие, испытываю состояние радости. Но моя закалка происходит именно здесь, на российских концертах. Это мое лекарство. Я вхожу здесь в особое эмоциональное состояние, потому что меня все знают: я вырос вместе со своей публикой и без гастролей по России жить не могу. То, что сейчас филармонии стали в состоянии делать подобные проекты и осуществлять большие гастроли с оркестрами, это прорыв. Мы уже выступали с оркестром Московской филармонии в Сочи, Ульяновске, Череповце, сейчас начинаем тур по городам Сибири, Урала и Поволжья. Каждый концерт, который я играю с маэстро Симоновым, - особая история, потому что он способен сказать уникальные слова: "Не подстраивайся под оркестр, а играй, как ты задумал. Мы поможем тебе в этом".
Под крылом губернатора
Омск и его фестиваль "Новой музыки" - не просто гастрольный пункт назначения для Московской филармонии, развернувшей турне с оркестром по пяти городам России, но и продвинутый по части менеджмента партнер, с которым давно уже развиваются крепкие филармонические связи. Здесь построены Театр кукол и Северный театр, Органный зал филармонии, на осень намечена реконструкция Музыкального театра, а на 2009-й - полная реконструкция Концертного зала филармонии. Сама же Омская филармония через несколько месяцев превратится в мега-комплекс - в настоящую "филармоническую улицу" из зданий, связанных внутренними галереями и анфиладами помещений. В обновленных дореволюционных особняках откроются репетиционные залы, студии, артистические, гостиница, хранилище для музыкальных инструментов, Малый органный зал, музыкальный музей, представительский зал для приемов и церемоний. Директор филармонии Василий Евстратенко поясняет: "То, что наша филармония поднялась в последние годы из руин, заслуга нашего губернатора. Причем он поддерживает не только строительство, но и филармонический оркестр, фестивали, отдельные проекты, которые требуют дополнительного финансирования".
РГ: Объединенные проекты с другими филармониями - это творчество или выживание?
Василий Евстратенко: Мы поддерживаем связи с разными филармониями: обмениваемся исполнителями, коллективами. С Московской филармонией придумали сыграть в Омске объединенным оркестром. Идея союзничества витает в воздухе. Мы встречаемся теперь на съездах Союза концертных организаций России. Сейчас время такое, что нельзя быть в стороне. Мы должны видеть друг друга в глаза, встречаться, говорить. А артисты - выступать вместе.
По высшему разряду
Отыграв концерт в Омске, оркестр Московской филармонии, маэстро Симонов и Денис Мацуев отправляются на поезде по гастрольному маршруту в Тюмень. Далее последуют Челябинск, Самара и Саратов, где будет исполняться репертуар из произведений Чайковского, Стравинского, Рахманинова, в Саратове к музыкантам присоединится лауреат последнего конкурса Чайковского - виолончелист Сергей Антонов. Многодневное российское турне проходит в цикле "Всероссийских филармонических сезонов", существующих уже пять лет. В этом году к "Сезонам" приплюсовали еще и детскую программу из популярного в Москве филармонического абонемента, где звезды драматической сцены читают сказки в сопровождении оркестра. В Тюмени и Саратове артист Дмитрий Назаров расскажет под музыку знаменитую итальянскую сказку "Приключения Пиноккио". Гендиректор Московской филармонии Алексей Шалашов, убежден, что качественный исполнительский состав - самый верный способ популяризации музыки.
Алексей Шалашов: Симфонический оркестр - ядро музыкальной культуры. Вокруг оркестра сконцентрировано все: педагогическая база в училище, исполнительский опыт, репертуар, развитие новой музыки, возможность приехать выдающимся солистам (к плохому оркестру ни один солист не поедет), новые дирижеры. Хороший симфонический оркестр тянет вверх культурную планку филармонии. В России сегодня около 80 симфонических оркестров, а их должно быть в 2-3 раза больше, тогда потребуется больше новых залов, инструментов, нот. Это радикально изменит музыкальную составляющую страны.
РГ: А у городов есть средства для создания оркестров?
Шалашов: Скажем, в Тюмени давно готовы создать симфонический оркестр и выделить средства, сопоставимые со столичными. Но где взять музыкантов? Надо ехать в российские консерватории, уговаривать молодых, давать им жилье или предоставлять кредиты. Среду на пустом месте не образуешь: ее надо посеять, взрастить, и только лет через 20-30 лет она начнет воспроизводить себя. Пора сказать, что государство обязано обеспечивать человека минимумом культурных услуг: симфонических концертов, спектаклей, выставок. Каждый человек, живущий в самом отдаленном месте страны, должен иметь доступ к высоким образцам искусства, к хорошим симфоническим оркестрам, к выдающимся исполнителям. Именно поэтому идея "Всероссийских филармонических сезонов" беспроигрышная. Мы организовываем концерты по стране с ведущими оркестрами Москвы, хоровыми коллективами, известными исполнителями - от корифеев Виктора Третьякова, Наталии Гутман, Александра Князева, до лауреатов последнего Конкурса Чайковского - Никиты Борисоглебского, Александра Бузлова, Сергея Антонова. Я убежден, что невозможно доказать что-то, показывая суррогат. Искусство утверждает себя только в высших достижениях.