Оказаться в роли человека, чей автомобиль эвакуировали, в Саратове легко, а получить авто обратно – трудно
Вопреки расхожему убеждению, эвакуировать неправильно припаркованную машину из центра Саратова не просто. В этом убедились корреспонденты "Российской газеты", несколько часов наблюдавшие за работой сотрудников ГИБДД.
Ушла за шаурмой
Первую брошенную в разгар рабочего дня машину сотрудники отдельного батальона милиции городского ГИБДД отыскали на углу улиц Яблочкова и Вольская. Белая "Нива" перекрыла подъезд к мусорным бакам. Владелец автомобиля появился, когда эвакуаторщик уже успел зацепить тросом его вездеход. С криками: "Стойте, остановитесь!" с соседней улицы примчались двое мужчин: водитель и его пассажир. На упреки взводного отдельного батальона ГИБДД Сергея Наумчика владелец "Нивы" отвечал, что отлучился всего на несколько минут, мол, нужно было срочно отдать документы, а больше припарковаться негде. Очевидно, решив, что доказал свою правоту на все сто, хозяин "Нивы" даже сам попытался снять со своей машины трос. Затем, получив выписанную ему квитанцию за неправильную парковку, поспешно уехал, не скрывая радости, что успел вернуться вовремя.
Очередную беспризорную машину (прошло полчаса, не меньше) гаишники обнаружили на улице Сакко и Ванцетти в квартале между Вольской и Чапаева, там висит знак "остановка запрещена". Исключение сделано лишь для машин под управлением инвалидов.
"Ладу-Калину" хозяйка припарковала точно напротив входа в областное управление госстатистики, водительницу не смутило, что поблизости не было ни одной машины. Когда подъезжали поближе, на лобовом стекле видели знак "У".
Инспектор ДПС Юрий Каляда снимает автомобиль с помощью мобильного телефона, потом милиционеры фотографируют машину во время эвакуации: на случай претензий со стороны автовладельцев.
Затем к машине подруливает эвакуатор, эвакуаторщик подцепляет автомобиль тросом, включает механическую лебедку, и автомобиль медленно вползает на платформу. На саму погрузку уходит всего несколько минут.
Когда машина была уже загружена на эвакуатор, и на нее ставили пломбы, появилась хозяйка. Девушка чуть не плакала - мол, на минутку отлучилась за шаурмой...
Главное, чтобы отдали
Что же происходит с машиной, подвергшейся эвакуации? Об этом рассказывает автовладелец Сергей, который некоторое время назад оставил свою "девятку" на улице Сакко и Ванцетти, а вернувшись, не обнаружил ее.
- По "02" меня успокоили - машина не угнана, а эвакуирована, - рассказывает Сергей. - И почему-то направили в городской отдел ГАИ: мол, там разбирайтесь. Хотя потом выяснилось, что машину эвакуировали сотрудники Фрунзенского райотдела ГАИ. В горГАИ объяснили, что нужно ехать на штрафстоянку на Соколовую гору за копией протокола. Поехал, получил копию, с ней меня направили в районный отдел ГАИ. Там мне сообщили, что теперь нужно искать инспектора, вызвавшего эвакуатор, и объяснили, на каких примерно улицах он может находиться. Нашел инспектора, дальше нужно было ехать оплачивать штраф. После этого помчался опять на Соколовую гору оплачивать "услуги" эвакуатора и забирать машину. Причем там деньги пришлось отдавать уже без всякого чека, да и не до этого уже было - главное, чтобы машину отдали. Хорошо еще, что выручил знакомый, по городу я передвигался на его автомобиле, концы-то не близкие. А как быть, если товарища с машиной нет? В общем, сложилось впечатление, что об интересах автовладельцев в этой ситуации не подумали.
Зачистка в центре
По мнению самих милиционеров, с того момента как на территории Саратова стали эвакуировать машины за неправильную парковку (прошло полгода), более свободным стало движение в центре города. Большинство водителей перестали ставить машины под запрещающими знаками на улицах: Горького, Чапаева, Московской, Вольской, Сакко и Ванцетти. Все они знают, что вернувшись обратно, рискуют не найти железного коня.
В то же время инспекторы жалуются, что ширина некоторых улочек в центре города не позволяет эвакуатору подъехать к нарушителю. Работают на саратовских дорогах эвакуаторы устаревших моделей и не слишком мощные, так что не всякий автомобиль им по зубам. К тому же и сами автовладельцы придумали немало хитростей, которые затрудняют эвакуацию машины.
Кто-то выворачивает колеса, паркуя машину, чтобы ее неудобно было затаскивать на эвакуатор, кто-то ставит ручной тормоз, надеясь, что сотрудники ГИБДД не станут возиться с таким авто. Владельцы некоторых иномарок нарочно выкручивают кольца, предназначенные для закрепления троса при транспортировке машины.
И все же мало кто из автолюбителей не согласится с тем, что если эвакуация и зло, то зло необходимое. На дороге многое зависит от воспитания и уровня культуры тех, кто за рулем. Недавно мне пришлось выезжать со стоянки в центре города. Дорогу загородила своим автомобилем дама, припарковавшаяся прямо посреди улицы. Причем так, что перекрыла выезд сразу нескольким машинам. Сама она, как выяснилось впоследствии, отправилась в соседний солярий. Уверен, с похожими ситуациями приходилось встречаться многим.
Возмущает большинство водителей другое: применяется эвакуация избирательно. Почти каждому приходилось видеть картину: инспектор ДПС отворачивается от припаркованных на обочине под запрещающим знаком машин, будто бы и не замечая их, поскольку владельцы этих автомобилей - обладатели всевозможных спецразрешений, позволяющих им нарушать правила.
Нередко споры между инспекторами ДПС и автовладельцами возникают, когда хозяин машины появляется в разгар эвакуации, а его машину все равно пытаются увезти. Прояснить ситуацию, насколько это законно, мы попытались в городском управлении ГИБДД.
- Действия наших сотрудников оговорены постановлением правительства РФ 752 от 18 декабря 2003 года. Этим документом определен порядок постановки машин на штрафную стоянку. В нем, в частности, говорится, что сотрудник несет ответственность за автомобиль до момента передачи представителю организации, осуществляющей эвакуацию. То есть до момента, когда машина принята, опечатана обслуживающей организацией, она еще может быть возвращена владельцу на месте, - считает старший инспектор по исполнению административного законодательства Татьяна Никифорова.
- Эвакуация - это не наказание за нарушение правил дорожного движения, а мера, которая позволяет убрать с дороги транспортное средство, создающее препятствие для движения, - говорит командир отдельного батальона ДПС ГИБДД УВД Саратова Вячеслав Дмитриев. - Поэтому мы во всех случаях, когда владелец автомобиля в состоянии устранить нарушение на месте, убрать автомобиль самостоятельно, требуем от своих сотрудников, чтобы машина не эвакуировалась. Перед эвакуацией они должны осмотреть машину, проверить, нет ли кого в салоне. Искать автоинспектора хозяину машины не обязательно. Если машина была эвакуирована сотрудниками нашего батальона, гражданину достаточно обратиться в группу исполнения административного законодательства или дежурную часть отдельного батальона ДПС ГИБДД УВД Саратова, там ему обязаны заверить копию протокола. В помещении ГИБДД установлен терминал, где можно заплатить штраф. В случаях несогласия с действиями инспектора гражданин может жаловаться вышестоящему начальству. У каждого из автовладельцев есть и право обратиться в суд или в прокуратуру.
Без опознавательных знаков
Эвакуацией автомобилей в Саратове, во всех случаях, предусмотренных законом (а это не только неправильная парковка, но и езда без прав, и управление машиной в состоянии опьянения), занимается частное предприятие ООО "Эвакуатор".
Эвакуаторы, принадлежащие этой организации, отвозят машины на штрафную стоянку поблизости от областного ГИБДД на Соколовой горе. Вид на нее прикрывают две затейливые башенки из красного кирпича. Работать ООО должно по правилам, утвержденным тем же постановлением правительства РФ. Для Саратовской области размер тарифов был установлен постановлением министерства экономического развития области ( 652 от 26.06.2007). По этому документу оплата провоза машины на эвакуаторе составляет 1 020 рублей, первые три часа на штрафстоянке машина должна находиться бесплатно, затем оплата составляет 35 рублей за час. Насколько сотрудники этой организации придерживаются установленных правил и тарифов, мы собирались выяснить у руководства предприятия.
Найти его было непросто, никаких опознавательных знаков, чтобы граждане знали, куда обращаться, тоже нет. Не удалось застать на месте и руководителя. Как объяснила секретарь, ее начальник был в командировке, но на следующий день должен был вернуться. Однако ни на следующий день, ни позже встретиться нам так и не удалось. Через секретаршу нам пообещали перезвонить, когда появится свободное время, но так никто и не перезвонил. Любопытно, что сможет сделать обычный автовладелец, если ему нужно будет что-то выяснить у руководства ООО "Эвакуатор"?