12.03.2008 04:20
    Поделиться

    Шедевры зодчества приносятся в жертву коммерческому строительству

    Шедевры сибирского зодчества приносятся в жертву коммерческому строительству

    Вслед за уникальным деревянным особняком на улице Звездова может пойти под снос другой памятник омской архитектуры начала прошлого века - бывшая вторая городская больница. Еще несколько старинных зданий оказались в черте строительства транспортных развязок. В ситуации разбирались корреспонденты "РГ".

    В двухэтажном кирпичном доме на улице Гусарова, 29 сегодня размещаются офисы двух фирм. Три года назад предприниматели выкупили особняк и отреставрировали его на собственные средства. По оценкам специалистов из общества охраны памятников, здание в отличном состоянии и простоит без капитального ремонта еще сто лет. Каково же было удивление хозяев особняка, когда они получили официальное письмо от городских архитекторов, которые сообщили, что памятник, возможно, вычеркнут из списка объектов культурного наследия. Как правило, после такой процедуры здание сносят.

    - В городском департаменте архитектуры мне сказали, что улицу Гусарова планируется расширять и наш дом мешает реконструкции проезжей части, - рассказал один из владельцев здания Денис Кришкевич. - На этой же стороне улицы стоят еще несколько уникальных купеческих особняков. Выходит, все они пойдут под бульдозер?

    Предприниматель намерен до конца отстаивать памятник архитектуры, в том числе и в суде. Но, оказывается, "воевать" пока не с кем. После того как скандальная история стала достоянием общественности, городские архитекторы стали дружно открещиваться от собственной инициативы.

    - В проектном институте мне сообщили, что письмо, направленное владельцам дома, было неточно сформулировано, - рассказал заместитель председателя Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников Игорь Коновалов. - Между тем еще два года назад этот особняк был включен в число четырнадцати памятников архитектуры регионального значения, которые планировалось снять с госохраны. Тогда нам удалось не допустить сноса уникальных зданий.

    Похоже, чем активнее развивается город, тем большему количеству памятников грозит разрушение. После утверждения генерального плана Омска в прошлом году из документа исчезли сразу 44 старинных здания. Фактически они еще есть, но на бумаге их уже нет. Культурная общественность встревожилась не на шутку, был даже организован круглый стол, посвященный проблеме сохранности памятников. Ни один из разработчиков генплана не принял участие в обсуждении. Проигнорировали собрание и чиновники от архитектуры. Поэтому вопрос - какая судьба уготована десяткам уникальных строений - до сих пор висит в воздухе.

    Обеспокоенность ревнителей старины понятна:  слишком много шедевров зодчества было уничтожено в последние годы под разговоры о перспективах развития мегаполиса. Самый свежий пример - снос деревянного особняка на улице Звездова, 16. Старинный купеческий домик провинился тем, что оказался поблизости от возводимого делового центра. По факту разрушения объекта культурного наследия завели уголовное дело, но виновные до сих пор не установлены.

    В списке потенциальных жертв строительного бума - памятник архитектуры на улице Фрунзе, 4 - он мешает сооружению транспортной развязки метромоста.

    Похожая ситуация наблюдается и во многих других городах Сибири. Например в Иркутске, где лишиться статуса памятников рискует более половины оригинальных старинных зданий. Мэр Иркутска Владимир Якубовский предложил разработать и принять региональный закон, который бы позволял выводить из реестра особо охраняемых объектов здания, разрушенные до такой степени, что восстановлению не подлежат.

    - Город не может справиться с огромным количеством ветшающих памятников, включенных в государственный реестр. Их трудно и дорого ремонтировать, такие расходы непосильны для нашего бюджета, - отметил мэр.

    Сегодня в областном центре насчитывается более тысячи деревянных зданий, износ которых составляет 80-90 процентов. Иркутск может отреставрировать и содержать не больше трехсот, считают местные чиновники.

    - Тем не менее по существующему праву администрация города не может самостоятельно регламентировать реестр, - пояснила корреспонденту "РГ" заместитель руководителя службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Татьяна Соколова. - Мэрия может разработать только нормативные акты о реставрации или ремонте старинного здания. Право же исключать охраняемые дома из государственного списка имеют только федеральные органы.

    Кстати, сносить дома, представляющие интерес для истории, вовсе не обязательно. Можно переносить их с места на место. Генплан Иркутска предполагает создание так называемых охранных зон, где можно было бы разместить уникальные городские объекты. В Омске также обсуждается эта тема. Например, по специальным рельсам в сторону от зоны сноса специалисты предлагают передвинуть кирпичный особняк на улице Фрунзе, 4.

    Претворят ли эти идеи в жизнь, пока неизвестно.

    Комментарий

    Анатолий Тиль, главный архитектор Омска:

    - Из генерального плана ни один памятник архитектуры не исчез. Дело в том, что главный градостроительный документ не касается отдельных объектов, в том числе старинных зданий. Они будут обозначены в более подробном проекте планировки и застройки центральной части Омска. Но он пока не утвержден. Обсудить детальный эскиз застройки планируется в ходе публичных слушаний. Высказать свое мнение смогут и специалисты общества охраны памятников. Речь сегодня идет о том, что многие старинные здания попадают в зону влияния объектов инфраструктуры, в основном строящегося метро. Необходимо решить, что делать с этими памятниками. Готового ответа нет.

    Поделиться