В Брянске появится "город в городе", обитателями которого станут 45 тысяч жителей. Вложения оцениваются в 47 миллиардов рублей.
"Двести один миллион - продано!" - так завершилась многомесячная скандальная эпопея, в результате которой наконец-то появился инвестор для застройки 233 гектаров в самом центре города. Дочернее предприятие одной из крупных газовых компаний страны купило право аренды каждого гектара земли бывшего аэропорта менее чем за миллион рублей.
Итог аукциона - компромисс для областных и городских властей, между которыми судебные споры о праве собственности на участок с переменным успехом продолжались полтора года.
Авиапредприятие покинуло родные пенаты уже больше десяти лет назад, и с той поры огромный пустырь, постепенно превращавшийся в свалку, лишь разжигал аппетиты денежной публики. Старый аэропорт особенно возжелали после того, как его в качестве экспериментальной площадки включили в нацпроект "Доступное жилье". Две сотни гектаров в середине древнего города - о таком подарке можно только мечтать! Не случайно судебные разбирательства между областными и городскими властями не прекращались до самого последнего момента. Однако сразу после аукциона глава города
Игорь Алехин заявил: "Мы будем отзывать все судебные иски".
Чиновники назвали продажу аэропорта "знаковым событием, к которому Брянск шел двадцать лет".
- У нас есть основания полагать, что достаточно быстро на этом месте появится новый, хороший микрорайон, - отметил вице-губернатор Александр Касацкий.
Однако сказка не будет скорой. Сроки освоения площадки - 15 лет, и только на подготовку проектно-сметной документации уйдет около 18 месяцев. Еще три-четыре года - на прокладку инженерных коммуникаций. Всего на территории старого аэропорта планируется построить около 17 тысяч квартир для 40-45 тысяч жителей, а также сады и ясли для 1600 детей, школы, большой спортивный комплекс, больницу, культурно-развлекательные центры и прочее. К тому же именно туда переведут административный центр города. Уже сейчас сюда перебрались налоговики, работники Пенсионного фонда, казначейства и областного суда, строится здание для таможни.
Инвестор готов вложить в освоение "старого аэропорта", по предварительным оценкам, от 40 до 47 миллиардов рублей, из которых порядка 5-6 миллиардов потянут инженерные сети, около 5,5 миллиарда - социальные объекты. Интерес газовой компании в этом проекте ее представитель Николай Исаков объяснил так:
- Сегодня строительство городов за Полярным кругом себя не оправдывает - более экономичен вахтовый метод, а в Брянске есть потенциал производительных сил, есть профильный университет, действующий аэропорт. Новый проект дает возможность молодым специалистам жить с семьей в Центральной России, а работать вахтовым методом в Сибири. Пенсионерам или труженикам истощившихся месторождений хочется переселиться поближе к центру России, и компания разработала такую программу.
Если рассматривать "старый аэропорт" только как бизнес-проект, то его эффективность очень низка, прежде всего из-за отсутствия инженерных коммуникаций и за счет "социальной составляющей".
Действительно, из всех коммуникаций на территории один лишь коллектор, построенный Брянским горводоканалом. Остального нет. Особые опасения вызывает водоснабжение. До подписания контракта администрация Брянской области намерена внести предложения, касающиеся социальных объектов. Что имеется в виду? Заместитель председателя комитета Брянской областной Думы Юрий Петрухин как бывший энергетик поясняет:
- Со старым аэропортом связана одна, казалось бы, далекая от него проблема. Жители Брянска не догадываются, какой подарок сделала им очередная "сиротская" зима. Будь морозы посильнее - у нас повторился бы Иркутск или Владивосток. Потому что Брянск уже много лет испытывает жесточайший дефицит энергии. Ссылаясь на него, с предпринимателей дерут огромные деньги: за подключение одного киловатта требуют до 50 тысяч рублей. И то, что построят в аэропорту подстанцию на 108 мегаватт, - уже замечательно. По сути, все городское ЖКХ получит огромное облегчение, приход мощного инвестора в эту отрасль будет благом для всего города.
Анатолий Шилин, председатель Брянского областного союза строителей, надеется, что громадный по масштабам Брянска проект заставит возвратиться из столицы тех земляков, которые сегодня несут там трудовую вахту:
- Застроить бывший аэродром своими силами ни область, ни город не могли. Поэтому приход такого мощного инвестора, на мой взгляд, обещает многое. Но потребуются общественные слушания проекта застройки. Брянск уже и сейчас испытывает трудности с транспортом. А когда в самом центре города появится крупный жилой массив, проблема может обостриться. Ошибки нужно упредить в самом начале. Очевидно, инвестор предложит здания новейшей архитектуры. С одной стороны, мы рады, что к работе собираются привлечь брянцев, с другой - нужно признать, что пока наша строительная база слабовата.
Игорь Алехин, глава Брянска:
- Поначалу предполагалось с аукциона продать не право аренды, а землю. Все средства с аукциона - начальная цена 1,6 миллиарда рублей - должны были поступить в бюджет города. В этом случае 100 процентов земельного налога поступило бы в городской бюджет. Но областная власть оспорила законность оформления участка в городскую собственность, на него наложили арест. Естественно, инвестор ушел. Судебные тяжбы привели к тому, что мы могли упустить время и "вылететь" из национального проекта. Инвестор помог остаться в нем. Мы уверены в том, что Брянск получит большой красивый микрорайон. А вот с бюджетом все не так просто. Сейчас все вырученные на аукционе средства пошли в областную казну. Мы, безусловно, заинтересованы в том, чтобы часть арендных платежей с этого участка получал городской бюджет. Рассчитываем, что найдем компромисс с областными властями. Стоит, правда, отметить, что арендная плата очень незначительная - порядка 18,5 миллиона рублей в год. Для сравнения: за право строительства дома далеко от центра города инвестор заплатил порядка 12 миллионов рублей аренды в год.