Подписаны соглашения практически со всеми мировыми лидерами автопрома
В рамках предложенного в свое время минэкономразвития механизма "промышленной сборки" за минувший год удалось подписать соглашения практически со всеми мировыми лидерами автопрома. Об этом заявила глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина. По ее словам, новые мощности по производству автомобилей в рамках промсборки к 2010 году составят более 1,3 миллиона штук в год, что более чем на треть обеспечит потребность внутреннего рынка. Количество рабочих мест только на предприятиях, работающих в режиме промсборки, составит свыше 30 тысяч человек, отметила глава минэкономразвития.
С лета 2005 года на территории России действовал льготный режим промышленной сборки, который позволял компаниям, заключившим инвестсоглашение и занятым промышленной сборкой автомобилей, беспошлинно или с 3-процентной ставкой ввозить в Россию импортные комплектующие. Иначе пошлина составляет 15 процентов.
Осенью прошлого года минэкономразвития объявило об отмене льгот. Совместным приказом минэкономразвития, минпромэнерго и минфином был установлен крайний срок для иностранных концернов о подписании соглашений для организации промышленной сборки автокомпонентов в России. С ноября 2007 года все, кто не успел заключить соглашения о намерениях, теперь могут инвестировать в создание производств и автокомпонентов на территории России в обычном налоговом и таможенном режиме.
В результате в рамках механизма промышленной сборки минэкономразвития заключило уже 24 инвестиционных соглашения как с иностранными компаниями - лидерами мирового автомобилестроения, так и с российскими производителями автомобилей и автокомпонентов, такими как "Пежо-Ситроен", "Судзуки", "Хендэ", "Северсталь-Авто", "Тойота" и так далее. Общий объем инвестиций в отрасль в рамках соглашений, заключенных в 2007 году, составил более 1,8 миллиарда долларов США.
Кроме того, министерством в рамках механизма промышленной сборки подписано 46 соглашений о намерениях с крупнейшими мировыми автопроизводителями и производителями автокомпонентов по созданию новых производств в России.
В целом инвестиции в российский автопром, по данным мин-экономразвития, достигнут 5,2 миллиарда долларов. А всего с учетом производства льготных автомобильных компонентов в экономику страны вольется около 6,5 миллиарда долларов. К 2010 году, по данным минэкономразвития, в России производственная сборка российских автомобилей под иностранными брендами составит более одного миллиона в год.
Анализируя российский рынок, западные эксперты пришли к выводу, что в течение десяти ближайших лет российский автомобильный рынок станет одним из самых динамичных в мире. Уже к 2011 году объем российского рынка легковых автомобилей вырастет почти в 2 раза и составит около 4 миллионов автомобилей в год. Сегодня, отмечают иностранные эксперты, рыночный потенциал России превосходит Центральную и Восточную Европу. В настоящее время Россия является третьей страной не только по объему авторынка, но и по зафиксированному росту.
Однако есть и другая сторона медали. Некоторые отечественные аналитики опасаются повторения китайского варианта. Поднебесная, которая несколько лет пребывала в состоянии автобума, сегодня столкнулась с затовариванием и снижением спроса на автомобили.