Оглашены судебные приговоры двум бывшим высокопоставленным чиновникам - главе администрации Трубчевского района Николаю Ромадину и мэру города Фокино Дятьковского района Сергею Казакову. Оба, несмотря на серьезность предъявленных обвинений, получили условные сроки лишения свободы. Не стоит от них ждать и возмещения причиненного казне - напрямую или косвенно - ущерба.
Ни земли, ни денег
Титулованный в прошлом боксер, экс-мэр города Фокино Сергей Казаков периодически умудрялся попадать по службе в скандальные истории. То якобы денежное содержание определил себе больше губернаторского, то трехкомнатную квартиру вроде как незаконно получил.
Однако открыто уличить Сергея Викторовича в непочтительном отношении к Уголовному кодексу правоохранительные органы смогли только в 2006 году. Следствие, а затем и судебные слушания по его уголовному делу тянулись около двух лет. Сейчас в областном суде Казакова признали виновным в получении взятки и совершении крупного мошенничества.
По версии прокуратуры, позже легшей в основу судебного решения, в своей деятельности мэр вышел далеко за пределы должностных полномочий. Одной строительной фирме чиновник обеспечил победу на очень важном для небольшого города аукционе. Было продано право "вечной", 49-летней, аренды лакомого земельного участка, на котором должен был вырасти коттеджный городок. Заодно Казаков предпринял все возможное, чтобы необходимые коммерсантам документы оформили в первую очередь, и главное - в ускоренном порядке. При этом "были существенно нарушены права и законные интересы граждан и организаций, которые также могли в установленном законом порядке принять участие в этих торгах".
Вдобавок мэра Казакова обвинили в том, что он потребовал включить взрослую дочь в состав учредителей выигравшей аукцион компании. На паритетных началах - пятьдесят на пятьдесят. Причем сделка подобного уровня обошлась ему в сущие копейки - 10 тысяч рублей. Однако бывший мэр все обвинения "отметает".
- Просто я оказался крайним, - уверенно заявил в беседе с корреспондентом "РГ" Сергей Викторович. - На суде меня никто не хотел слушать, а показания моих свидетелей не были даже восприняты.
Впрочем, все понятно: уголовное дело против меня возбуждал сам прокурор области, и судья оказался в достаточно щекотливой ситуации.
Казаков отрицает, что потворствовал каким-либо коммерсантам: фирма, по его словам, выиграла земельный аукцион на законных основаниях. И Фокино от этого должна была быть только польза: недорогое жилье для сотен семей - раз, приличный, порядка трех миллионов рублей, доход в местный бюджет - два. А все потому, что участок был продан по "кадастровой стоимости, куда как более высокой, нежели та, что рассчитывается по налоговой ставке. Но это, увы, не оценили".
- Аукцион действительно признан состоявшимся, но особой ясности на этот счет все равно нет, - сетует уже нынешний глава города Фокино Павел Валяев. - Больше года фирма-победитель не вносит арендных платежей за землю: долг составил около 300 тысяч рублей. Найти ее руководителей мы не можем - телефонные звонки, как и наш официальный запрос, остаются без ответа. Не ведутся на участке и какие-либо строительные работы. Поэтому мы сами вынуждены будем обратиться в суд с просьбой аннулировать итоги аукциона: мало того что участок простаивает без дела, так ни приватизировать его невозможно, ни в инвестиционный план включить.
Отставленный градоначальник получил наказание в виде пяти тысяч рублей штрафа и пяти с половиной лет лишения свободы. Условно. Кроме того, Казакову запрещено в течение двух ближайших лет занимать должности на государственной службе и в муниципальных органах власти. Что, как заметила жена Наталья Леонидовна, не сильно-то его и расстроило: в принципе никогда не унывающий Сергей
Викторович уже работает в одной из коммерческих структур. И оспаривать приговор он не намерен.
Как глава детей обидел
Трубчевский суд вынес приговор бывшему главе районной администрации Николаю Ромадину, а также его подчиненной - начальнику финансового управления Любови Бунаковой. Согласно материалам следствия, они "совершили ряд должностных преступлений": весной позапрошлого года "незаконно разработали приложение к решению Трубчевского районного Совета, регулирующее оплату труда муниципальных служащих".
В разработанном на пару документе Ромадин и Бунакова применили "завышенный коэффициент предельного норматива оплаты труда от ежемесячного денежного вознаграждения" - 100 процентов вместо разрешенных депутатами 90. В шоколаде оказался не только сам глава, но "и другие муниципальные служащие администрации Трубчевского района". Что привело в итоге "к незаконной выплате денежных средств" из местного бюджета, а именно более 522 тысяч рублей.
Но самое интересное, да и возмутительное в уголовном деле трубчевского главы даже не это: "превышая свои должностные полномочия", Николай Ромадин, по сути, отобрал соответствующим постановлением у 120 малышей городского детсада "Теремок" едва ли не половину игровой площадки. В абсолютных цифрах - более полутора гектаров земли, принадлежащей дошкольному учреждению на правах бессрочного пользования. Вскоре на экспроприированном земельном участке началось строительство двухэтажного коттеджа.
- Поговаривали, что дом предназначался главе, - вспоминает заведующая детским садом Елена Бырдина. - Тут же на игровую площадку пригнали тяжелую строительную технику, срубили деревья, вытоптали цветники, снесли два уличных туалета, ликвидировали спортивные снаряды и детские аттракционы, а затем и огромный котлован вырыли. Песок вывозили "КамАЗами" - прямо на глазах у детей.
Когда же я стала возмущаться, меня вызвал на ковер заместитель главы и отчитал по полной программе.
По данным следствия, особняк планировалось возвести на областные средства. Впрочем, строителям не оплатили почему-то даже "работы нулевого цикла (закладку фундамента)". Да и само строительство, согласно имеющимся в редакции документам, велось казенным предприятием "УКС" - областным управлением капитального строительства "без получения проектной документации и разрешения". Целый год заведующая "Теремком" Бырдина и представители родительского комитета обивали пороги различных инстанций, добиваясь справедливости. Наконец их услышали.
- Залезть на территорию детсада! - возмущению прокурора Брянской области Николая Журкова не было предела. - Это вообще, извините, головы нет, чтобы посредине детсада глава районной администрации стал дом строить…
Между тем сам Николай Ромадин заявил, что возбужденное уголовное дело - "это чистая политика и чей-то заказ: не нравлюсь я, ершистый и колючий, кое-кому". И добавил, что доводы областной прокуратуры основаны на "деревенских сплетнях". Более того, когда он узнал о развернутых на территории детсада строительных работах, то якобы лично "дал команду уничтожить стройку". Не согласился
Николай Иванович и с тем, что повышенное денежное довольствие получал незаконно: "Это председатель райсовета своими постановлениями всю администрацию подставил - что нам, исполнительно-распорядительному органу, дали, то мы и съели".
- Суд согласился с мнением государственного обвинителя, - поясняет заместитель руководителя Трубчевского межрайонного следственного отдела СК СУ при Прокуратуре Брянской области Роман Сидоренков. - И признал Николая Ромадина и Любовь Бунакову виновными в совершении нескольких уголовных преступлений. Его приговорили к 4 годам и 4 месяцам, ее - к трем с половиной годам лишения свободы условно, с испытательным сроком по полтора года - каждому. Однако приговор обжалован сторонами процесса.
- Все неправда, - заявила корреспонденту "РГ" Любовь Бунакова.
В отличие от Николая Ромадина, ранее подавшего заявление об уходе, она продолжает занимать прежнюю руководящую должность. Суд учел ее прежние заслуги на государственном поприще.
Не придется проштрафившимся чиновникам возмещать и причиненный казне ущерб. На их стороне несовершенство уголовного и судебно-процессуального законодательства.
Тем временем
В Следственном комитете области решается вопрос о возбуждении уголовного дела, одним из фигурантов которого вполне может стать действующий глава администрации Севского района. Прокуратура установила, что он является учредителем, а его сын - директором фирмы, единоличной участницы торгов, по итогам которых был заключен муниципальный контракт на приобретение жилья для горожан, нуждающихся в переселении из аварийных домов. Цена вопроса была более 4 миллионов бюджетных рублей. На них требовалось купить семь квартир. Но фирма главы мало того что превысила в своей заявке максимальную цену заказа на 2 миллиона 800 тысяч рублей, так еще и предложила переселить людей в некогда административное, а теперь пустующее здание 1982 года постройки. Несмотря на эти нарушения, организаторы торгов признали данную фирму победителем аукциона.