В крае нет системы профилактики правонарушений в подростковой среде. Как следствие - увеличение преступности и рост числа суицидов среди школьников. К такому выводу после проверки учреждений образования пришли сотрудники милиции Ставрополья.
Скрытная тактика
История девятиклассника Ивана Черникова не так давно потрясла всю страну. Учащийся средней школы № 2 села Александровского свел счеты с жизнью, приняв сильнодействующие препараты, при этом обвинив в случившемся своего педагога по математике. По факту гибели школьника было возбуждено уголовное дело. На защиту оскорбленного математика, которая проработала в школе 36 лет, дружно встал весь преподавательский коллектив. Сторону учительницы приняли и некоторые родители, чьи дети учились с погибшим. Однако у сотрудников милиции сложилось свое мнение по поводу происходящего.
- Ни классный руководитель, ни администрация учебного учреждения не выявили вовремя конфликт и не приняли мер, чтобы защитить подростка, - говорит заместитель начальника Управления организации деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУВД Ставропольского края Александр Бурков, - из бесед с учениками стало понятно, что мальчик перестал выполнять задания, посещать уроки, а после вообще уехал к сестре в Ставрополь, где жил несколько дней. Однако информации о том, что подросток не ходит в школу, в ОВД не поступало. Возможно, в противном случае трагедию удалось бы предотвратить.
В милиции располагают данными и о не менее вопиющих случаях равнодушия со стороны работников образования. Так, о бегстве воспитанника детского дома села Бешпагир Грачевского района в милицию сообщили спустя 23 дня после пропажи ребенка. Через две недели было подано заявление и об исчезновении воспитанника Минераловодского детского дома "Золотой ключик".
- Эти подростки вне стен учреждений предоставлены сами себе, - подчеркивает Бурков, - чаще всего такая свобода заканчивается правонарушениями. Особую тревогу у сотрудников милиции вызывает Горнозаводская спецшкола закрытого типа. Только в прошлом году ее ученики совершили семь преступлений, 67 человек самовольно покидали школу, 13 из них - даже больше двух раз.
В ноябре воспитанники спецучреждения вообще устроили в его стенах беспорядки. И только когда ситуация вышла из-под контроля, педагоги вызвали сотрудников милиции.
Всего в 2007 году в местном и федеральном розыске находились более 1200 подростков, из которых почти 500 жили в государственных учреждениях, более 700 - в семьях.
- Самое страшное, что часто работники школ и детских домов скрывают факты самовольных уходов или правонарушений, чтобы не портить статистику, от которой зависит рейтинг учреждения, а соответственно и финансирование, - рассказывает заместитель начальника управления, - мы считаем это большой проблемой всей сферы образования. Давно доказано - чем раньше получается выявить неблагополучного подростка и поставить его на учет, тем больше у него шансов вырасти нормальным человеком.
А пока в милиции признаются, что все задействованные в процессе воспитания и обучения детей ведомства работают, как лебедь, рак и щука - каждое тянет в разные стороны. Ярким примером такой разобщенности может служить гибель 16-летней девочки из Советского района края. Она скончалась в новогоднюю ночь от отравления этиловым спиртом. На протяжении последних полутора лет подростка спаивала собственная мать. Несколько раз действия "родительницы" рассматривались на комиссиях по делам несовершеннолетних, составлялись административные протоколы, был собран весь материал на лишение родительских прав. Однако комиссия в составе представителей учреждений здравоохранения, социальной защиты и образования ограничилась лишь переводом девочки в вечернюю школу и наложением на мать штрафов. Сегодня в отношении женщины возбуждено уголовное дело.
Анискин для дома
Чтобы повлиять на сложившуюся ситуацию, краевые милиционеры решились на эксперимент, который поддержал и начальник ГУВД Николай Гончаров, - скоро в регионе впервые в стране появятся участковые уполномоченные по работе с неблагополучными семьями. Они должны очередной раз доказать - неисправимых людей нет, главное - вовремя заметить проблему и помочь решить ее.
- Мы и раньше занимались неблагополучными семьями. С 2004 года практикуем особую специализацию инспекторов по делам несовершеннолетних, - продолжает Бурков, - однако, по нашим прогнозам, такие участковые благодаря новому кругу обязанностей смогут помогать намного эффективнее.
Уполномоченные согласно приказу начальника ГУВД получат довольно широкий круг задач - милиционеры начнут работать в семьях, которые попадают под категорию неблагополучных, и с детьми, и с родителями, которые становятся на учет автоматически. Кроме того, в обязанности участковых будет входить содействие в трудоустройстве нерадивых мам и пап, работа с социальными службами для получения ими материальной и других видов помощи.
Пока же идет отбор кандидатов на новую должность. Всего в крае появятся 48 семейных участковых. Принимать будут только специалистов с опытом работы, причем имеющих собственных детей. Таких сотрудников получат только крупные города региона. Именно здесь, как показывает практика, у людей больше соблазнов, а статистика правонарушений в подростковой среде стабильно высока.
Первые итоги эксперимента милиционеры планируют подвести через год. Однако, по данным правоохранителей, реальный эффект от прилагаемых усилий будет виден через пять-семь лет, когда дети из сложных семей подрастут. Согласно статистике вернуть к нормальной жизни удается в среднем около 20 процентов неблагополучных семей. Но с появлением специальных участковых, надеются сотрудники МВД, эти показатели будут гораздо выше. По крайней мере, введение в учебных заведениях должности школьного инспектора оправдало себя. Сегодня в крае 100 таких специалистов, а учебных заведений - более 600. Поэтому милиционеры ходатайствуют о введении 300 дополнительных штатных единиц школьных милиционеров. Несмотря на то, что проблем у инспекторов достаточно (это и низкие зарплаты, и отсутствие рабочих мест, оборудованных компьютером), их необходимость уже признали все заинтересованные ведомства.
Сафарби Шхагапсоев, министр образования и науки Кабардино-Балкарской Республики:
- В учебных заведениях Нальчика сегодня работают 34 школьных инспектора. Их в порядке эксперимента мы ввели в январе прошлого года. Хотя эти милиционеры относятся к министерству внутренних дел, наше ведомство принимало активное участие в их отборе. Одним из главных критериев ставилось наличие педагогической специальности. Такая же должность после бесланской трагедии появилась в Северной Осетии. Хотя подводить итоги эксперимента рано, я считаю, что он оправдал себя - сегодняшним школам лишний контролер не повредит.
Что касается системы рейтингования, то в Кабардино-Балкарии она пока не введена. Мы считаем, что шкала должна быть многогранной и показывать все аспекты деятельности учебных заведений. Республиканская, по предварительной разработке, будет включать в себя 284 показателя.