Омских дачников вынуждают продавать землю за бесценок

Завтра на заседание независимого арбитражного суда в Тюмень отправляется делегация омских садоводов. Не добившись правды в Омске, они будут отстаивать ее в независимой инстанции.

Не исключено, что это не последние ходоки в третейскую инстанцию, так как число омичей, недовольных беспардонным поведением застройщиков, растет день ото дня. По данным областного союза садоводов, дачные участки занимают около девятнадцати тысяч гектаров, примерно половина из них расположена в черте города. На некоторые наиболее лакомые куски садового пирога строители уже положили глаз.

В редакцию "РГ" обратились пайщики товарищества "Садовод", расположенного в районе СибНИИСХоза. Два года они воюют с первым строительно-монтажным управлением треста крупнопанельного домостроения.

- В 2005 году началась скупка участков в районе проспекта Менделеева, - сообщил нашему корреспонденту председатель товарищества Николай Батурин. - Причем выкупали по особой схеме - в шахматном порядке. Позже стало ясно, для чего это делается: участки садоводов, которые отказались продавать свои шесть соток, просто попали под бульдозер.

Пострадавшие дачники вступили в переговоры со строителями, настаивая на том, чтобы их участки были восстановлены. Договориться не удалось, и садоводы обратились к правосудию. Сегодня двенадцать гражданских исков находятся в Первомайском суде. Первые рассматриваются уже в течение года, но ни одного решения на этот счет пока не принято. Параллельно товарищество отстаивает свои коллективные интересы.

- Мы пытаемся узнать, на основании каких документов застраивается наша территория, - поясняет Николай Батурин. -  Поскольку у застройщиков это выяснить оказалось невозможно, мы обратились в областной арбитражный суд. Еще год назад он вынес решение запретить строительство многоэтажки на территории садоводства. Но стройка продолжалась. И только спустя девять месяцев, когда возвели все 10 этажей, мы получили копию разрешения на строительство, подписанное директором департамента архитектуры и градостроительства Анатолием Тилем.

- Строительство на этой территории ведется в соответствии с принятым в прошлом году генеральным планом развития Омска, - прокомментировала ситуацию корреспонденту "РГ" заместитель директора департамента Светлана Шевченко.

Действительно, на генплане нынешние участки городских садов отмечены как территории, предназначенные для строительства жилья. Только принят документ был гораздо позже, чем началась стройка. В соответствии с Градостроительным кодексом, к генплану должен прилагаться план каждой конкретной застройки, с которой необходимо ознакомить собственников земли. Однако этого не произошло.

- Когда и что будут строить, мы не знаем, - говорит председатель областного союза садоводов Виктор Бобырь. - Дважды отправляли официальный запрос в горархитектуру, но ответа не получили.

Аналогичные проблемы и в садовом товариществе "Наука", где также владельцы соток не нашли общего языка с дачниками. Цена, которую предлагали строители за землю, в шесть раз меньше рыночной.

- Ни о чем мы не договорились, - утверждает председатель товарищества Татьяна Зеленинова. - Две трети участков остаются в составе садоводства. На месте выкупленных разместились две автостоянки, возводится жилой дом. В отношении остальных строители действуют тем же способом - выживают садоводов. Под натиском экскаваторов доводы любителей выращивать огурцы бессильны.

Предприниматели спешат занять лучшие территории, откладывая на потом подготовку необходимых для этого документов.


А в них, среди прочих, должно быть решение муниципалитета о переводе земли из одного вида в другой. То есть садовая земля официально должна обрести статус жилой застройки. На деле выходит совсем иначе. По словам садоводов,  продавших  свои участки год назад, они до сих пор платят за них земельный налог. Новый собственник не удосужился оформить право на землю.

После четырех лет поиска правды, десятков безуспешных судебных заседаний омичи решили обратиться к независимым правозащитникам в соседнюю область. В Тюмени вопросом о земле займется уже федеральный арбитражный суд. 
   

Комментарий

Александр Стерлягов, министр имущественных отношений Омской области:

- Перевести земли в другую категорию нелегко, и, думаю, федеральный законодатель ввел эту систему сознательно, чтобы избежать строительства так называемых хуторов, которые появляются в чистом поле и без оформления документов. Скажу честно, сегодня мы оставляем без удовлетворения 70 процентов заявок инвесторов, большинство из которых написаны по принципу "а я хочу строить здесь", но при этом не имеют для этого иных необходимых оснований. Тем не менее нередко застройщики сначала возводят дом и только потом собирают документы.  А без перевода земель в категорию "под жилищную застройку" невозможно оформить право собственности ни на дом, ни на земельный участок.