10.04.2008 02:00
    Поделиться

    В МГУ установили суперкомпьютер третьего поколения "СКИФ"

    Суперкомпьютер третьего поколения "СКИФ", разработанный белорусскими и российскими учеными в рамках союзной программы в сфере высоких технологий, установлен в МГУ имени М.В. Ломоносова. Для России и Беларуси - это огромный шаг вперед. "СКИФ МГУ" - опытный образец машины, аналогов которой сегодня нет. О совместной работе ученых корреспонденту "СОЮЗа" рассказывает руководитель российско-белорусской программы "СКИФ-ГРИД" от России Сергей Абрамов.

    - Сергей Михайлович, сотрудничество российских и белорусских ученых по созданию суперкомпьютера идет уже восемь лет. Сколько "СКИФов" сделано совместными усилиями?

    - За пять лет - с 2000 по 2005 год - по первой совместной программе "СКИФ" Россия и Беларусь выпустили 16 опытных образцов суперкомпьютеров первого и второго поколения, мы называем их машинами ряда 1 и ряда 2. А потом за два года - с 2005 по 2007 год - на основе опытных образцов и их конструкторской документации было выпущено 60 серийных машин. Они установлены во многих городах России.

    Сейчас мы вместе с белорусами работаем по новой программе - "СКИФ-ГРИД", она рассчитана на четыре года. Ее задача - разработать и новые модели суперкомпьютеров ряда 3 и ряда 4, и Грид-технологии, позволяющие объединять суперкомпьютеры из разных городов в единую информационно-вычислительную систему. И в первой программе, и сейчас наша задача - не выпуск суперЭВМ, а разработка технологий, конструкторской и программной документации, а также образцов, которые позволяют их выпускать. Сегодня можно говорить о том, что первый этап программы "СКИФ-ГРИД" успешно пройден: создан опытный образец суперкомпьютера "СКИФ МГУ". К середине мая мы представим и серийный образец такой машины - "СКИФ Урал".

    - А почему "СКИФ" купил именно МГУ?

    - Вы ошибаетесь, эту машину купило Союзное государство, вложив деньги из своего бюджета. А компания "Т-Платформы" вместе с МГУ выиграли тендер на разработку опытного образца. По условиям тендера, МГУ предоставляет в том числе площадку и инфраструктуру (линии связи, электропитание, кстати, "СКИФ МГУ" потребляет 400 квт) для размещения такой махины. И участвует в софинансировании проекта. В университете теперь самая мощная в СНГ суперЭВМ.

    - Есть ли интерес у вуза финансировать установку, которая не является его собственностью?

    - Важно, не чья это собственность, а кто и для чего ее использует. В первую очередь "СКИФ МГУ" будет использоваться для решения задач российско-белорусской программы "СКИФ-ГРИД". А в свободное время, пожалуйста, МГУ может распоряжаться им по своему усмотрению. Кроме того, запланирована и передача суперЭВМ в собственность университету. В итоге суперкомпьютер мирового класса достанется МГУ чуть ли не за половину его реальной цены.

    - А как в Беларуси с суперкомпьютерами?

    - Опытные образцы, созданные по союзным программам, остаются у того государства, на чьи деньги они строились. Из первых 16 опытных образцов в Беларуси установлены 6. Но сами машины в таком сотрудничестве -далеко не самое главное. Машина - что? Железка! Важна конструкторская и программная документация - интеллектуальная собственность, позволяющая, если надо, сделать десятки подобных машин. В программах "СКИФ" и "СКИФ-ГРИД" мы создаем две копии комплекта такой документации, которые хранятся в Беларуси и России. В высокотехнологичных областях Беларусь представлена очень мощно. В советские годы половина мощностей министерства электронной промышленности и радиопрома была размещена в республике. В разные годы в Беларуси выпускалось от 40 до 60 процентов всех советских ЭВМ. Была и своя школа конструкторов: вспомним семейство машин "Минск". С 2000 года к разработке суперЭВМ серьезный интерес проявляет Союзное государство. Вот результат: за всю историю развития отечественной вычислительной техники в Тор500 - самом главном международном рейтинге - было представлено всего 6 машин отечественной разработки. И пять из них - "СКИФы".

    - К вопросу о рейтингах. Мы действительно стали 22-ми благодаря компьютеру, установленному в МГУ?

    - Сегодня "СКИФ МГУ" имеет мощность 47 триллионов операций в секунду. Это соответствует 22-му месту в престижном рейтинге Топ-500. Рейтинг составляется два раза в год - в ноябре и июне. Но в ноябре "СКИФ МГУ" еще не был создан. Следующий выпуск рейтинга - в июне. Какое место в нем мы займем, сказать сейчас невозможно, ведь ученые в других странах тоже не стоят на месте, создают новые машины. Так что посмотрим в июне. Но, думаю, мы займем достойное место.

    - Сколько человек задействовано в союзных программах по созданию суперЭВМ?

    - В первой программе участвовали около 1000 специалистов. Россиян и белорусов было поровну. И финансы наши страны вкладывали поровну. Во второй программе Россия вкладывает вдвое больше денег, чем Беларусь. Таково требование Минфина России: сделать те же доли, что и общие квоты стран в бюджете Союзного государства. Так что получилось: российских научных коллективов в программе больше, чем белорусских. Думаю, это непродуманное следование правилам, оно вредит делу. Было бы лучше, если бы участие в проекте было равным. У Беларуси большие возможности, зачем ограничивать их использование?

    - Как организована совместная работа? Садятся вместе два коллектива - из России и Беларуси - и начинают обсуждать друг с другом насущные вопросы?

    - Есть Интернет. Обмен мнениями идет через современные средства связи. У нас еще в первой программе "СКИФ" был пункт "Построение единого информационного пространства проекта" - именно для того, чтобы общаться друг с другом. Каждый коллектив получает свою задачу, решает ее, а потом головные организации сводят результаты в единое целое изделие. Не реже чем раз в квартал у нас бывают рабочие совещания. Съездить раз в месяц к партнерам в Минск не считается хлопотным делом. Поездки в Беларусь всегда приятны.

    - Компьютеры тоже надо возить с собой туда-сюда?

    - Да вы что?! Машина "СКИФ К-1000", к примеру, это восемь огромных шкафов, 288 вычислительных узлов, 2 километра кабеля, 2 тысячи кабельных разъемов, которые надо в нужном порядке соединить. Перевоз такого изделия - сложное дело.

    - И последнее, Сергей Михайлович, если подытожить наш разговор. Какую пользу экономике наших стран-соседей уже принес и принесет "СКИФ"?

    - Если мы всерьез говорим об инновационной экономике, основанной на знаниях, без такой техники сегодня нельзя обойтись. Государству с новой инновационной экономикой нужна новая инфраструктура, которая состоит из суперкомпьютеров, связанных сверхскоростными ГРИД-сетями. С этого, между прочим, начинала Америка свое построение экономики, основанной на знаниях. Там для этого создали десятки мощных суперкомпьютерных центров, объединили их в ГРИД-систему и содержат все это на деньги бюджета. А время работы на них предоставляется коммерческим фирмам бесплатно, но на условиях конкурса. Победителей отбирает комиссия. Приходит предприниматель и говорит: "Я готов разработать новый товар, дайте мне время для расчетов!". И считает. А в результате появляются самые лучшие технологии, материалы, товары. Пример: последний самолет "Боинга" - "Дримлайнер" - полностью просчитан был на компьютере. А еще на суперЭВМ можно рассчитывать точное место бурения нефтяных скважин. Или состав новых лекарств, просчитав вероятность осложнений и других последствий.

    Когда я рассказываю об этом в российских минфине и минэкономразвития, чиновники меня будто не слышат и задают один и тот же вопрос: "Сколько суперЭВМ и процессорного времени вы продали?" Никак не поймут главного: инфраструктуру современного государства следует создавать и содержать за бюджетные деньги, а процессорное время надо не продавать, а отдавать предпринимателям, создавая им благоприятные условия для развития их бизнеса и конкурентных преимуществ. Все затраты потом вернутся государству в виде налогов на прибыль.

    Поделиться