11.04.2008 03:11
    Поделиться

    Брянские рестораны штрафуют за нарушение авторского права

    Рестораны штрафуют за нарушение авторских прав

    Четвертый месяц действует закон "Об авторском праве и смежных правах", который обязывает владельцев  увеселительных заведений платить автору за использование его произведения. Уже есть первые результаты.

    Вечер. Кафе. Вокруг столиков суетятся официанты. Зал окутан чарующими звуками музыки. Довольные посетители заказывают изысканные блюда, даже не подозревая, что помогают нарушать чьи-то права. Оказывается, за музыку тоже нужно было заплатить.

    На любом музыкальном носителе (лицензионном, естественно) указывается, что использование произведений в коммерческих целях или его публичное воспроизведение без разрешения авторов запрещено. Это, по сути, краткое изложение закона "Об авторском праве и смежных правах". С этого года документ стал частью Гражданского кодекса. Кроме того, авторские права защищаются Уголовным кодексом и Кодексом РФ об административных нарушениях.

    Каждый бар, кафе, ресторан обязаны заключить с автором договор, дающий право использовать его произведения. Сделать это даже теоретически невозможно. Поэтому авторы объединились в Российское авторское общество (РАО), которое и взяло на себя сбор "податей". Теперь следить за исполнением закона принялась и прокуратура.

    - Раньше мы проводили подобные проверки, но ограничивались только предупреждением, - рассказал корреспонденту "РГ" помощник прокурора Брянского района Сергей Игнаткин. - Теперь будем вносить прокурорские представления. Если заведения после этого продолжат и дальше "крутить музыку" без заключения соглашения с РАО, то мы заведем дело об административных нарушениях и передадим его в суд. Пока проверили пять заведений района и внесли одно представление в отношении кафе в поселке Супонево, где публично воспроизводили музыкальные фонограммы на DVD-проигрывателе. В остальных случаях недостаточно было собрано доказательств.

    Сами авторы предпочитают до последнего вести переговоры. Пока брянские суды выносили лояльное наказание нарушителям - предупреждение.

    - Мы понимаем принципы закона, но сложность в том, что РАО - это общественная организация, - делится Людмила Петровна, владелица крупного брянского кафе, у которого нет соглашения с обществом. - Если бы это была государственная организация, то проблем бы не возникло.

    Чтобы не платить, некоторые владельцы торговых комплексов решили вообще отказаться от музыкального оформления

    Станут ли прокурорские проверки очередной препоной для малого бизнеса, и так замученного проверками различных инстанций?

    - Отдых без музыки просто невозможен. Написать произведение - это труд, - говорит Борис Филявич, представитель Российского авторского общества в Брянской области. - РАО уже на протяжении 15 лет защищает исключительные права авторов, чтобы творческие люди имели достойные заработки. Владельцы кафе отвечают за ту музыку, которая звучит в их заведении. Суммы, нами обозначенные, не идут им в тягость. Все многократно окупается, если, например, "разложить" плату на стоимость банкетов. Это не помеха малому бизнесу, а вознаграждение за использование чужой собственности. В брянских кафе и ресторанах уже давно берут деньги за музыкальное сопровождение. Мы сейчас работаем с одним кафе, которое заключало договор, заранее не намереваясь платить. В соседнем Смоленске, кстати, одно из кафе недавно выплатило РАО 334 тысячи рублей за то, что работало без соглашения, хотя с каждого посетителя исправно брали 50 рублей за музыкальное оформление.

    Как сказали в Брянском представительстве РАО, сейчас общество защищает права около 25 тысяч российских композиторов, писателей, поэтов, художников и изобретателей. Есть 170 соглашений с сотней подобных организаций в 65 странах мира.

    Местные радиостанции, кафе и торговые центры заключают соглашение с РАО, представляют список авторов, произведения которых использовались, и вносят за это определенную сумму. Борис Филявич заверил корреспондента "РГ", что длинные списки с фамилиями многочисленных авторов - это реально. Исполнители "живой" музыки добросовестно заполняют "рапортички", а местные радиостанции ежемесячно передают огромные талмуды. Как раз на основе всех этих расчетов идет перераспределение гонораров между авторами РАО. С расценками еще проще: правительство утвердило минимальные ставки вознаграждения, действуют ставки РАО. Есть региональные скидки, учитывающие аудиторию и послабления "оптовикам" - владельцам сети кафе и ресторанов.

    Платить придется не только за "живой" звук, но и за технические средства - музыкальные центры, телевизор, радио. Среднее брянское кафе на 50 мест должно выложить за музыку около двух тысяч рублей ежемесячно. За "живое" исполнение - надбавка 30 процентов. Для ресторанов процент поднимается до 50, но, по официальным данным, подобных заведений в Брянске мало.

    Сейчас РАО уже охватило более 70 процентов увеселительных мест областного центра. Со всей областью сложнее - штат маленький.

    Некоторые, чтобы не платить, решили вообще отказаться от музыкального оформления. Так, по информации РАО, один из универмагов даже снял всю аппаратуру - торговый центр не нашел для себя выгоды в этой услуге.

    А если группа исполняет в ресторанах исключительно собственные произведения? Тогда им нужно подтвердить свое авторство, опубликовав сборник или выступив по радио. Но как показывает опыт, посетители заведений желают слушать любимые популярные композиции. Поэтому исполнителей исключительно собственных шедевров в ресторанах не встретить.

    Комментарий

    Юрий Формин, член Союза композиторов России, председатель секции композиторов Управления культуры Брянской области:

    - Провинциальный композитор живет небогато и вынужден просто даром отдавать свои произведения исполнителям. Официально вознаграждения проходят по линиям театров, филармоний, цирка. Отношения с заведениями общепита строятся через наше РАО. Я сам состою в нем с 1985 года. Была ситуация, когда театры отказались платить композиторам, в эту кредиторскую ловушку попало до тридцати авторов. Судья безоговорочно обязал театры выплатить весь долг. Причем с пеней, которая оказалась настолько высокий, что грозила театрам разорением, если бы композиторы не пошли на уступки.

    Поделиться