17.04.2008 04:09

Мода на шашечки

Таксомоторный бизнес в столице Южного Урала обрел цивилизованные черты

Формироваться рынок услуг такси начал еще в девяностые годы, когда прекратила свое существование система государственных таксопарков. В то время в этом бизнесе властвовал теневой сектор и деятельность таксистов почиталась за криминальную. В начале века спрос на услуги такси значительно возрос, стали появляться вполне цивилизованные транспортные компании. Сегодня частным извозом занимаются более пятидесяти фирм, а улицы мегаполиса пестрят узорами привычных шашечек.

Ставка на качество

На современном таксомоторном рынке работают как компании, имеющие свой автопарк, так и фирмы, приглашающие к сотрудничеству водителей с личным транспортом. Последние составляют около 70 процентов, ведь для формирования собственного парка даже из 50 авто недорогих моделей потребуется минимум 15 миллионов рублей. При этом, практикуя сдачу приобретенных машин в аренду водителям, на самоокупаемость фирме удастся выйти только через 15 месяцев.

- Этот бизнес требует постоянных и объемных финансовых вложений. Быстрой прибыли ожидать не стоит. На рынке царит жесткая конкуренция. Только на рекламную кампанию необходимо выделять как минимум пять миллионов рублей ежегодно, чтобы ощутить результат, - говорит Константин Еремеев, директор успешной транспортной компании. - Новички часто ошибаются, предполагая, что купленной рации, телефона и пары водителей им будет достаточно, чтобы начать свое дело. Именно поэтому сегодня так много фирмоднодневок. Серьезных игроков на этом рынке в городе насчитывается не больше десяти.

Среди лидеров - транспортные компании, делающие ставку на качество предоставляемых услуг: они не участвуют в гонке за "пассажира с обочины", а работают с постоянными клиентами, в том числе юридическими лицами, крупными коммерческими фирмами и государственными предприятиями.

Челябинцы попрежнему "в булочную на такси не ездят", но в случае необходимости не пожалеют 100 рублей на поездку с комфортом - это среднегородская такса в пределах района.

- Часто клиенты заказывают определенную марку машины, а иногда требуют и конкретного водителя, не соглашаясь ехать с другими. Пять лет назад, когда я только начинала осваивать работу диспетчера, в день поступало максимум заявок 15, сегодня их количество достигает 300, - рассказывает Ольга Яковлева, диспетчер транспортной компании. - Главное в моей работе - отличное знание города, умение сразу и безошибочно обозначить для клиента тариф, вежливое отношение к каждому заказчику. Ну и, конечно, дружелюбие - козырь любого диспетчера успешной транспортной фирмы.

К слову, изменился и облик таксиста: спортивный костюм и сланцы, надетые на носки, сегодня недопустимы.

Лизинг для таксиста

Директора автопарков уверены, что к собственному автомобилю таксист относится бережнее: чаще проходит техосмотр и даже выбоины на дорогах старается объезжать. Но что делать, если машина принадлежит компании? Возможный выход - оформить что­то вроде лизинга на авто, то есть позволить таксисту приобрести четырехколесное "орудие производства" в собственность - в рассрочку.

Существуют различные варианты аренды авто, являющегося собственностью компании. Водитель такси может оформить договор аренды машины с последующим правом ее выкупа, а может - без выкупа. В первом случае арендная плата несколько меньше. Правда, по словам опытных таксистов, выкупать машину у компании крайне невыгодно. Кроме того, что в собственность водителя автомобиль перейдет только через два года (в лучшем случае), при этом за него придется существенно переплатить. Например, модель "ВАЗ21010", приобретенная таксистом у компании в рассрочку на два года, обойдется в 360 тысяч рублей, что существенно превышает ее рыночную стоимость. Многие предприимчивые таксисты оформляют договор аренды с последующим выкупом машины на двоих, при этом арендную плату вносят в кассу компании в равных долях, продолжая посменно работать на выкупаемом авто и заранее понимая, что собственником машины станет только один из них. Данный вариант аренды "на двоих" приемлем для родственников или проверенных друзей. Вступать в долевой выкуп машины с малознакомыми людьми таксисты не советуют.

На водителя такси не учат ни в одном образовательном учреждении области, тем не менее, недостатка работников в данной сфере сегодня не наблюдается. Привлекает бывших учителей, врачей и станочников высокий и стабильный заработок.

- Раньше работал огнеупорщиком на заводе, но возникли финансовые трудности, и пришлось "таксовать" по городу. Потом устроился официально в компанию. График работы ненормированный: чем больше заказов принял, тем больше заработал, - говорит таксист Равиль. - Для нас выгодней принимать заказы на большие расстояния, так как в кассу компании отчисляется фиксированная сумма с каждого заказа, независимо от того, какое расстояние ты проехал. 

Красотка за рулем

Предоставить такси с миловидной девушкой за рулем сегодня могут только две­три таксомоторных компании города, не более, в то время как они весьма востребованны у пассажиров. Уже год в Челябинске успешно существует фирма, работать водителями в которой начинали исключительно девушки. Позже в штат стали проситься и мужчины, но и сегодня их количество в компании минимально.

Целенаправленно требуют водителя "в юбке" в основном челябинки: возможно, считая это гарантией безопасности или желая избежать предложений познакомиться. Правда, при этом можно в дороге еще и обсудить все женские "штучки" с шофером.

- Постоянные клиенты нашей компании - женщины, часто бывающие в командировках и воспитывающие детей без помощи мужа. Специально для них мы разработали маршрут "дом - школа - дом". Девчонки, работающие у нас водителями, сопровождают учеников до школы и забирают их после занятий, - говорит директор "женской" таксомоторной компании Маргарита Екимова.

По словам девушек, работающих водителями такси, сложных и опасных для них ситуаций на работе не возникает. Даже пьяный дебошир замолкает, увидев за рулем даму. В основном в такси работают молодые женщины до 35 лет. Для большинства из них это временная деятельность или дополнительный заработок.

- Дома мне не сидится после трудового дня на основной работе, поэтому устроилась еще и водителем такси, - рассказывает Татьяна Фролова. - Езжу без лихачеств, никогда не нарушаю правила дорожного движения.

По словам экспертов, рынок таксомоторных компаний в Челябинске насыщен, поэтому, чтобы успешно в него войти, сегодня нужно либо обладать солидным капиталом, который позволит приобрести собственный автопарк как минимум из 30 машин достойных марок, либо определить четкую специализацию новой компании. Без ярких идей и существенных затрат даже самый масштабный проект в этой сфере рискует остаться только проектом.