23.04.2008 04:00

Дешевле не будет

Стоит ли брать автокредит сейчас или подождать до осени

Кризис ликвидности в российской банковской системе сказался и на рынке автокредитования. Банкиры повышают стоимость автокредитов и ограничивают выдачу займов в долларах. Однако ужесточения требований к заемщикам и свертывания наиболее рисковых программ - автокредитов без первоначального взноса и без официального подтверждения дохода не происходит.

Основной вопрос, который сейчас задают потенциальные заемщики: стоит ли брать автокредит сейчас или лучше подождать до осени, когда, по мнению аналитиков, ситуация на рынке автокредитов вернется на круги своя и стоимость автозаймов упадет? "Если вы хотите покупать автомобиль и решили это делать в кредит, то откладывать не стоит. Не потому, что в ближайшей перспективе на рынке автокредитования могут произойти какие-то кардинальные перемены, а потому, что, скорее всего, на выбранный вами автомобиль существует очередь, которая не скоро станет меньше, - считает начальник управления потребительского и автокредитования OTP Bank Денис Сергеев. - Объемы продаж автомобилей в стране растут, в этом значительную долю составляют продажи в кредит. Говорить о каком-то кризисе на рынке автокредитования не приходится. Возможно, автокредиты стали чуть дороже, но ведь и автомобили, как и другие товары, дешевле не становятся". И в банке "Финсервис" не советуют ждать до осени. "Я не вижу никаких преград, чтобы взять автокредит сейчас. По моим оценкам, никаких существенных изменений на рынке автокредитования, в том числе по ставкам кредитования, в ближайшее время не предвидится", - говорит заместитель председателя правления банка "Финсервис" Евгений Стародубцев.

Заместитель председателя правления банка "Агропромкредит" Олег Ефимов уверен, что желание и возможность владения автомобилем важнее вопроса о незначительном его удорожании. "Когда клиент истинно желает приобрести автомобиль, его не остановит удорожание кредита на 1-2 процентных пункта, так как автомобиль является целью, а кредит - лишь инструментом получения желаемого", - говорит он.

Откладывать покупку автомобиля в кредит скорее всего не стоит. Тем более что сейчас все больше экспертов сходится во мнении: ситуация в мировой финансовой системе, а значит, и у нас на рынке, придет в норму не раньше конца года, а может быть, и начала следующего. Ранее они предрекали конец мировому финансовому кризису уже к лету. Так стоит ли ждать так долго?

Шторм прошел стороной

На самом деле рынок автокредитования разразившийся финансовый кризис затронул в меньшей степени. "Объем выдачи автокредитов не падает, а темпы роста сохраняются. Даже с учетом сезона скидок на автомобили 2007 года выпуска в декабре и подарки от дилеров к Новому году, объемы выдачи автокредитов в марте 2008 года по отношению к декабрю увеличились на 6%, - утверждает начальник отдела автокредитования департамента розничных продаж кредитного брокера "Фосбрн Хоум" Юрий Раздуваев. - Сегодня 99% кредитуемых автомобилей в нашей компании являются иномарками. Доля новых автомобилей в декабре составила 67,5%, в марте - 80%". То, что объемы выдачи не сокращаются, подтверждают и банки. "Объем выдачи автокредитов у нас растет, при этом значительно увеличивается количество заявок от предпринимателей, а также на коммерческий транспорт, - рассказывает Олег Ефимов из "Агропромкредита". - Проблемы с финансированием напрямую практически не коснулись автокредитования в связи с быстрой оборачиваемостью средств. Поэтому для банков со стратегией поддержания портфеля автокредитов на существующем уровне или его незначительного увеличения достаточно выдавать автокредиты прежними темпами за счет средств от погашения портфеля. Решать проблемы ликвидности приходится лишь банкам со стратегией удержания доли рынка или активного наращивания портфеля".

Итак, что же мы сейчас имеем на рынке автокредитования и насколько условия акредитования ухудшились на самом деле? Если проанализировать нынешние условия базовых программ кредитования по сравнению с декабрем прошлого года, то видно, что максимальные и минимальные суммы кредитов не изменились, банки оставили кредитование как в рублях, так в долларах и евро. Сроки кредитов так же остались прежними - до 5-7 лет, как не исчезли из перечня автокредитов и программы без первоначального взноса. Так же банки продолжают выдавать автокредиты без официального подтверждения дохода. По сути изменилось только одно: повысилась стоимость кредитов, особенно долларовых. И практически все банки подняли комиссии за выдачу кредита до 6000-7500 рублей ($250 или 200 евро).

Ставки поднялись

По словам Юрия Раздуваева из "Фосборн Хоум" на данный момент все основные банки подняли ставки по автокредитам. Кто-то это сделал до Нового года, кто-то в январе - феврале. Проценты поднял даже Сбербанк. Если раньше он предлагал автокредиты в валюте от 9% годовых, то сегодня - от 9,5. Ставки подняли МДМ-банк, Райффайзенбанк, Московский кредитный банк, ВТБ 24, "Союз", Росевробанк, Промсвязьбанк и др. "Ставки были увеличеличены банками на 0,5-2%. В среднем увеличение ставки составило 1,5%, - сообщают в "Фосборн Хоум". - Ставку 9% годовых найти еще можно, но сложно".

По экспресс-кредитам ставки тоже поднялись но "серым" способом: банки повысили ежемесячную комиссию за обслуживание кредита с 0,3 до 0,4%. "За последнее время мы действительно пересмотрели ставки по программам автокредитования, увеличив их на 0,5% годовых, - признается Денис Сергеев из OTP Bank. - Однако это меньше, чем средний показатель корректировки ставок по рынку". В банке "Финсервис" ставка выросла на 0,7%. "Действия других банков были такими же, - объясняют там. - Существенного повышения ставок по автокредитам на рынке сегодня вряд ли стоит ожидать".

Справок не нужно

Не стоит ожидать и отказ банков от самых популярных программ автокредитования без первоначального взноса и без официального подтверждения дохода. "Сегодня мы активно работаем с 23 банками по автокредитованию. Ни один банк до и после Нового года не увеличил минимальные первоначальные взносы, - свидетельствуют в "Фосборн Хоум". - 90% банков на сегодняшний день кредитуют клиентов без первоначального взноса. Доля одобренных клиентов с нулевым и минимальным первоначальными взносами не изменилась и осталась на уровне от 60 до 80%".

"Наши программы всегда предусматривали эти сегменты, отказываться от них банк не планирует, тем более что этот сегмент является одним из наиболее доходных в автокредитовании. Однако мы занимаем осторожную позицию при выдаче подобных кредитов", - рассказывают в банке "Агропромкредит".

Доходность сейчас для банкиров - самое главное. По этой же причине банки сейчас стали вводить программы с упрощенным пакетом документов, когда для получения автокредита достаточно предоставить паспорт, права и ИНН работодателя и самого клиента. По ИНН проверяются клиент и работодатель и выдается стандартный кредит, но с повышенной на 1,5-2% кредитной ставкой. "Требования к заемщикам не только не ужесточились, а, наоборот, смягчились в последние месяцы: часть банков отменила обязательное подтверждение дохода; для части стало достаточным только письменное заявление от клиента о величине своей зарплаты без заверения работодателя", - подтверждают кредитные брокеры. Стоимость таких кредитов, понятное дело, выше. То есть банки сейчас делают все для того, чтобы поднять маржу в автокредитовании и отбить затраты на подорожавшие ресурсы.

"Банкам, не сумевшим найти альтернативные источники финансирования, для поддержания уровня маржи придется либо понижать уровень дефолтных кредитов за счет ужесточения требований к заемщикам, либо повышать доходность за счет увеличения ставок кредитования или перехода к экспресс-кредитованию", - признает Олег Ефимов из "Агропромкредита".

Доллар не в моде

По причине низкой доходности сейчас банкиры искусственно ограничивают и выдачу долларовых кредитов. "Объем долларовых кредитов сокращается. Если в декабре выдачи кредитов в американской валюте составили 29%, то в марте их доля сократилась до 10%, при том что общий объем выдач увеличился", - свидетельствуют в "Фосборн Хоум". Официально долларовые кредиты из продуктового ряда не исчезли, но банки искусственно ограничивают их выдачу, существенно подняв ставки. Целый ряд банков даже повысили их до уровня рублевых кредитов. Из-за низкой маржи ограничивается выдача кредитов по программам рассрочки. Они также не свернуты, но банки стараниями своих консультантов делают все, чтобы "пересадить" клиентов с рассрочки на стандартные программы.

Такая же ситуация сейчас и в автосалонах, где клиентам всеми правдами и неправдами пытаются "всучить" самый дорогой экспресс-кредит. "Здесь на самом деле есть определенный конфликт интересов автосалона и потребителя, потому что автосалон максимально лоббирует у себя программу экспресс-кредитования, - рассказывает генеральный директор компании "Фосбор Хоум" Василий Белов. - Салону это выгодно, поскольку благодаря экспресс-кредиту он может сразу продать машину, человек не уйдет из автосалона и не передумает". Но это недальновидная политика, считает он. "Если клиент, выплатив автокредит, увидит, что он оплатил полторы-две машины, он потом вряд ли в этот салон придет, да еще предостережет всех своих друзей".

А вот сроки кредитов действительно не уменьшились, хотя у банков сейчас дефицит именно долгосрочных ресурсов. Как и прежде, большинство банков предлагают автокредиты до 5-7 лет. Большинство банков даже увеличило срок кредитования до 7 лет, на рынке появились даже автозаймы на 10 лет (OTP Bank). "Декларируемые сроки кредитования не имеют существенного значения в связи с частыми досрочными погашениями, что снижает фактический срок кредита с предусмотренных кредитным договором 4-5 лет до 2,5 года", - объясняют этот феномен в "Агромпромкредите".

прогноз

Василий Белов,

генеральный директор компании "Фосбор Хоум":

- В настоящее время очередь на все популярные машины как минимум полгода. Но эта ситуация изменится в течение двух лет. Производители сейчас строят заводы в России. Те же Volkswagen,Toyota, Nissan и др. налаживают производство здесь. По оценкам экспертов, через два-три года рынок поменяется. Сегодня рынок принадлежит продавцу. Сегодня продавцы и автосалоны не испытывают дефицит в покупателях и в автомобилях. Поэтому они мало заботятся о качестве, мало заботятся о тех услугах, которые они предлагают клиенту при продаже машины. Они заинтересованы продавать дорогие экспресс-кредиты, понимая, что если клиент выбрал машину, то он ее купит здесь. Машины сейчас в дефиците. Когда в течение двух лет ситуация с машинами изменится, когда машин будет больше, чем покупателей, возникнет рынок для покупателя, а не для продавца. Тогда качество кредитной программы станет значительно выше. Тогда действительно произойдет значительное сокращение доли экспресс-кредитов на рынке, и именно в этот момент банки производителей машин начнут существенно улучшать свои условия относительно рынка. Я думаю, что реально банки смогут снизить ставку на процент (сейчас, к примеру, "Тойота банк" предлагает кредитование под 9% годовых в валюте и 11% - в рублях) и отменить требования по страхованию в аккредитованных компаниях, то есть фактически снизить тариф по страховке.