Надо ли форсировать двигатель городского автомобиля
Магические слова "закись азота" большинство наших автолюбителей впервые услышали в начале нынешнего века из уст киногероев. И - понеслось!
Простенький фильм "Форсаж" об уличных гонщиках стал для российских любителей скоростей откровением. Фраза "закись азота" то и дело слетала с уст киногероев. Сразу после произнесения ее герои судорожно крутили вентиль баллона с газом, стремительно нажимали некую красную кнопку, и их "тачки" уносились в горизонт со скоростью самолета.
Именно после фильма отечественные самоделкины почесали затылки и засучив рукава принялись за дело, мечтая осчастливить русских, которые любят быструю езду.
- Да, именно все так и было - мы изучили систему, а потом стали предлагать ее клиентам, - рассказывает директор одной из московских специализированных мастерских Виктор Матрин. - Интересно, что первыми нашими посетителями были как раз не столичные автолюбители, а ребята из довольно отдаленных городов. Начали мы с иномарок. Первый же экспериментальный усовершенствованный полуторалитровый двигатель показал мощность двухлитрового, то есть превысил свою родную на 40 процентов!
Что такое закись азота?
Закись азота, или нитрос (NITROUS OXSIDE, N2O), - бесцветный газ тяжелее воздуха, с характерным сладковатым запахом. Широко использовался в Первую мировую войну как средство для наркоза.
35 лет назад нитрос вышел из подполья, куда попал, благодаря военным. Именно военные во время Второй мировой войны придумали использовать этот "наркоз" для резкого одномоментного повышения мощности авиационных двигателей. Изобретение реактивного двигателя в конечном итоге сделало систему неэффективной, но технология перестала быть секретной.
Баллон счастья
Сегодня баллон с "веселящим газом" в багажнике автомобиля - едва ли не единственное средство для моментального увеличения мощности двигателя, которое широко используют гонщики. Однако очень многим нашим автолюбителям тоже хочется быть гонщиками даже на маломощных машинах. А где спрос - там и предложение.
Как это работает? Упрощенная схема такова. Мощность двигателя растет, если за единицу времени сжигать в цилиндрах большее количество бензина. Для этого нужно больше кислорода. Системы впрыска закиси азота и есть способ прибавить дополнительный кислород.
Существуют два популярных типа подачи смеси в системах закиси азота:
1. Между карбюратором и подающим коллектором монтируется специальное устройство с каналами впрыска.
2. Монтируются инжекторные форсунки, подающие нитрос и дополнительное топливо непосредственно в камеру сгорания.
Вторая эффективнее, работает (впрочем, как и первая) параллельно штатной, но способна равномерно распределять смеси для каждого цилиндра.
Стоит ли овчинка выделки?
Прежде чем ехать к мастерам, надо решить для себя точно: нужна ли вашей машине широко разрекламированная штучка, заставляющая двигатель работать на пределе?
- Мы сразу предупреждаем, - говорит Виктор Матрин, - что, например, для города нитрос - это как для собаки пятая нога. Ведь в пробках форсаж ни к чему.
Самое главное - нитрос дает именно одномоментное увеличение мощности двигателя. То есть обогнать со светофора всех, конечно, можно. А дальше?
В России пока мало автострад, где можно не бояться высокой скорости. А когда они будут - ужесточатся еще более скоростные ограничения на них, как и во всем мире. Есть хорошие дороги в городах, но там ограничение скорости в 60 километров. На плохих же дорогах нитрос ни к чему - машина просто улетит с трассы.
На "Жигули" и марки машин "бюджетной" ценовой категории, что бы вам ни обещали мастера, устанавливать специализированные гоночные системы без доработки двигателей и подвески неразумно. Почему? Ответ простой.
Цена установки нитроса на легковушку - от 15 до 35 тысяч рублей, в зависимости от комплектации. Да, за эти деньги (если все установлено правильно) вы можете обогнать на отрезке в 400 метров любой автомобиль, не оснащенный системой нитрос. Однако есть одно огромное "но" - сокращение ресурса двигателя. Частое использование закиси азота сравнимо для двигателя с тем, как если постоянно "рвать" на первой или второй скоростях.
Второе - накладные расходы. Баллона закиси хватает на несколько минут форсажа, а стоимость заправки - около двух тысяч рублей.
Третье - бензин, о бережном расходе которого говорить вообще не приходится.
Четвертое - высокие штрафы за превышение скорости. Установка систем видеорегистрации в ближайшем будущем обрекает любую затею "газового тюнинга" на большие хлопоты в казенном доме.
Самое главное "но"
Сразу возникает вопрос: как на такое усовершенствование смотрят в ГИБДД? ГИБДД заявляет категорично: техосмотр "с этим" не пройти. Ни один пункт техосмотра не выдаст талон, если там заметят систему нитрос. И это несмотря на то, что в тюнинговой мастерской выдадут сертификаты на дополнительное оборудование и на закись азота.
Конечно, можно попробовать потратить массу времени и сил для того, чтобы узаконить и зарегистрировать систему в московском НАМИ. Но тут проблем возникнет еще больше: без многосторонних и дорогих (за ваш счет) испытаний вряд ли там согласятся начать процесс регистрации. А результат испытаний, естественно, неизвестен.
Кстати, мастера-установщики, с которыми мне удалось разговориться откровенно, в один голос утверждали, что спрос на форсаж в последние два-три года в России очень снизился. Причину они видят в растущем парке современных автомобилей, которые и без нитроса набирают сотню за 6-7 секунд.
Так что если вы руководствуетесь соображениями "модно - не модно", знайте, закись уже выходит из моды.
Тюрьма для водителя и штраф для механика
В Аргентине принят новый закон, направленный против стритрейсеров - участников уличных гонок на автомобилях. Теперь за участие в гонках на улицах любого населенного пункта страны предусмотрено тюремное наказание сроком от 6 месяцев до 3 лет.
Тюремному наказанию подвергнется не только водитель, по чьей вине случилось ДТП, но и любой участник гонки.
Предусмотрено наказание и для механиков, которые готовили машины для гонок, - штраф в размере от 3 до 5 тысяч долларов.